Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "Детский научно-клинический центр инфекционный болезней Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):
АО "ББ ГРУП" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13723-ЭП/23 от 01.06.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для клиники ФГБУ ДНКЦИБ ФМБА России (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запрос котировок размещено 26.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100001923000032. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 919 805, 00 рублей.
В жалобе АО "ББ ГРУП" обжалует действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка формирования лота закупки медицинских изделий.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Как было отмечено выше, начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки составляет 1 919 805, 00 руб., что превышает установленное Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 значение, а, следовательно, в отношении рассматриваемой закупки применяются требования к формированию лота закупки, установленные вышеуказанным актом Правительства.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в объект закупки (лот) Заказчиком включена поставка следующих товарных позиций:
1. Позиция 1. Шприц инсулиновый. Код КТРУ 32.50.13.110-03189. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 212470.
2. Позиция 2. Игла для забора крови. Код КТРУ 32.50.13.110-00005042. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 144170.
3. Позиция 3. Игла спинальная 20G. Код КТРУ 32.50.13.110-00003280. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 118480.
4. Позиция 5. Пробирка тип 1. Код ОКПД2 32.50.13.190. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 293570.
5. Позиция 6. Пробирка тип 2. Код ОКПД2 32.50.13.190. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 293660.
6. Позиция 7. Пробирка тип 3. Код ОКПД2 32.50.13.190. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 293540.
7. Позиция 10. Пипетка одноразовая стерильная. Код КТРУ 22.19.71.190-00000036. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 148890.
8. Позиция 17. Мочеприемник закрытый приклеивающийся для младенцев/педиатрический. Код КТРУ 22.19.71.190-00000111. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 152430.
9. Позиция 22. Система для переливания крови. Код КТРУ 32.50.13.190-00350. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 145570.
10. Позиция 26-28. Шприц. Код КТРУ 32.50.13.110-00004581, 32.50.13.110-00004576. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 349160.
11. Позиция 33. Ручка-скарификатор автоматическая, одноразового использования. Код КТРУ 32.50.13.190-00007473. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 329430.
12. Позиция 34-35. Катетер аспирационный. Код КТРУ 32.50.13.110-00005064. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 172980.
13. Позиция 37-43. Катетер Фолея, размеры 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18. Код КТРУ 32.50.13.190-00006893. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 155640.
14. Позиция 52. Канюля/игла для приготовления лекарственных средств, стерильная. Код КТРУ 32.50.13.110-00005040. Код медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам 139740.
В свою очередь, указанные товары относятся к разным видам медицинских изделий в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, а, следовательно, у Заказчика отсутствовали правовые основания для объединения указанных товарных позиций в один лот. В свою очередь, из содержания извещения о проведении закупки следует, что Заказчик пренебрег требованием Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 и включил вышеперечисленные товары в один лот закупки.
При указанных обстоятельствах, в рассматриваемом случае Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620, что нарушает п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе при формировании лота закупки.
Учитывая изложенное, в указанной части довод Заявителя является обоснованным.
2. Согласно п.15 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Перечень 2).
Пунктом 2.2 Постановления N 102 установлено:
для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 2 и не включенные в него.
Комиссия УФАС констатирует, что закупаемые Заказчиком в рамках рассматриваемой закупки товарные позиции 1-3, 5-6, 26-28, 31, 37-48 включены в Перечень 1, утвержденный Постановлением N 102.
В свою очередь, оставшиеся товарные позиции в указанный перечень не входят, а, следовательно, их закупка должна осуществляться отдельным лотом.
При проведении рассматриваемой закупки Заказчик также пренебрег указанным ограничением и допустил нарушение порядка формирования лота, предусмотренного Постановлением N 102.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что поскольку объект закупки содержит в себе поставку, в том числе, товарной позиции "Пробирка тип 3", аналогичное нарушение допущено Заказчиком в отношении ограничений по формированию лота, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", поскольку указанная товарная позиция включена в Перечень, утвержденный Постановлением N 616.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований к формированию лота закупки, что является нарушением ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ ГРУП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 3 ст. 14, п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июня 2023 г. N 44-2190/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023