Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей
СПб ГБПОУ "Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта" (далее - Заказчик):
ИП Стовбуна С.В. (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13990-ЭП/23 от 05.06.2023) на действия комиссии Заказчика по осуществлению закупок при определении исполнителя путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку расходных электротехнических материалов для нужд СПб ГБПОУ "Колледж метрополитена" в 2023 г. (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 26.05.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200011023000070. Начальная (максимальная) цена контракта - 204 491, 92 рублей.
В жалобе ИП Стовбун С.В. указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу ч. 3 ст. 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2023 NИЗК1, заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
Участник в заявке в п.13 "Блок розеток" в характеристиках к товару не убрал знаки >=",">= и <=" , что является нарушением п.2.4 Требования к содержанию, составу заявки. Также участник не указал конкретные значения показателя: Количество розеток, Максимальная мощность подключенных устройств. Это является нарушением п.2.3.3 Требования к содержанию, составу заявки. ( согласно п.1, ч 12, ст. 48 от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении рассматриваемой закупки.
Так, при описании закупаемого товара "Блок розеток" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование:
Обязательные характеристики КТРУ:
- Длина кабеля 5;
- Количество розеток EURO 3 и < 6;
- Максимальная мощность подключенных устройств 2 и < 3Киловатт.
В извещении о проведении закупки Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке, согласно которой, требования к показателям, при описании которых Заказчик установил крайние границы с использованием ключевых слов: "не более", "не менее", "не ниже", "не выше", "не более и не менее", "не менее и не более", "не ниже и не выше", "не выше и не ниже" и знаков " ","
" "
и
","
и
". Участник закупки представляет конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям. При этом крайние границы показателя могут быть указаны в заявке Участника закупки включительно. Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования ключевых слов и знаков.
Также в инструкции определено, что требования к показателям, при описании которых Заказчик установил крайние границы с использованием ключевых слов: "более", "менее", "выше", "ниже", "более и менее", "менее и более", "выше и ниже", "ниже и выше" и знаков "< ", ">", "< и >", ">и <". Участник закупки представляет конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям. При этом крайние границы не могут быть указаны в заявке Участника закупки. Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования ключевых слов и знаков.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведённого положения инструкции, следует, что при указании значений указанных показателей участник закупки был обязан исключить применение таких знаков как: " ","
" "
и
","
и
", "< ", ">", "< и >", ">и <".
Кроме того, согласно п. 2.4 инструкции, все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника в отношении показателей товаров не должно содержать слов: "должен быть (-но; -ны; -на.)", "должен соответствовать", "должен иметь", "должен" "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "не хуже", "не ниже", "выше", "ниже" " и знаков "? ","? " "? и ?","? и ?","< ", ">", "< и >", ">и <". Рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требования, указанные в Техническом задании.
Из содержания заявки Заявителя следует, что участник закупки пренебрег указанным требованием инструкции и указал значения показателей с использованием указанных символов, что не соответствует требованиям извещения.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у комиссии Заказчика имелись достаточные основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
2. В свою очередь, согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами комиссии.
Согласно установленной Заказчиком инструкции, Заказчиком приведены следующие правила представления сведений о предлагаемом к поставке товаре:
2.1. Конкретные показатели товара предоставляются в соответствии с Требованиями к товарам, установленными в Приложении к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки".
2.2. При предоставлении сведений под показателями понимаются характеристики товаров, требования к которым изложены в Приложении к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки".
2.3. В описании товаров указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения которых не могут изменяться, и показатели, для которых указаны варианты значений:
2.3.1. Требования к показателям, при описании которых Заказчик использовал ключевые слова "должен быть", "должен соответствовать", "должен иметь", "должен" и их производными (-на; -но; -ны). Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования ключевых слов. Участник закупки может использовать слова "имеет", "соответствует". Значение показателя Участник закупки не вправе менять.
2.3.2. Требования к показателям, при описании которых Заказчик использовал ключевые слова "или", "либо". Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования ключевых слов. Участник закупки может использовать слова "имеет", "соответствует". Участник закупки должен определить одно конкретное значение и указать его в Заявке.
2.3.3. Требования к показателям, при описании которых Заказчик установил крайние границы с использованием ключевых слов: "не более", "не менее", "не ниже", "не выше", "не более и не менее", "не менее и не более", "не ниже и не выше", "не выше и не ниже" и знаков " ","
" "
и
","
и
". Участник закупки представляет конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям. При этом крайние границы показателя могут быть указаны в заявке Участника закупки включительно. Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования ключевых слов и знаков.
2.3.4. Требования к показателям, при описании которых Заказчик установил крайние границы с использованием ключевых слов: "более", "менее", "выше", "ниже", "более и менее", "менее и более", "выше и ниже", "ниже и выше" и знаков "< ", ">", "< и >", ">и <". Участник закупки представляет конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям. При этом крайние границы не могут быть указаны в заявке Участника закупки. Участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования ключевых слов и знаков.
2.3.5. Требования к показателям, при описании которых Заказчик установил диапазон значений показателя с использованием ключевых слов: "от М до N", "M-N" (где M-нижняя граница показателя; N- верхняя граница показателя). Участник закупки представляет значение показателя в виде диапазона, соответствующего установленным Заказчиком требованиям. При этом крайние границы могут быть указаны в заявке Участника закупки включительно. Участник закупки представляет сведения о показателях в виде диапазона с использованием ключевых слов или значений.
2.3.6. Требования к показателям, при описании которых Заказчик установил ограничение значений показателя с использованием ключевых слов: "до N", "от М" (где M-нижняя граница показателя; N- верхняя граница показателя). Участник закупки представляет значение показателя в виде конкретного значения с ограничением с использованием ключевых слов. При этом крайние границы должны быть указаны в заявке Участника закупки включительно. Значение показателя Участник закупки не вправе менять.
2.4. Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. Предложение участника в отношении показателей товаров не должно содержать слов: "должен быть (-но; -ны; -на.)", "должен соответствовать", "должен иметь", "должен" "или", "не более", "не менее", "более", "менее", "не хуже", "не ниже", "выше", "ниже" " и знаков " ","
" "
и
","
и
","< ", ">", "< и >", ">и <". Рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требования, указанные в Техническом задании.
В остальных случаях требования к показателям товаров установлены, в том числе наименование показателя, в виде значений, которые не могут изменяться и участник закупки представляет сведения в том виде, в котором они указаны в Приложении к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки".
2.5. Участниками закупки должны быть представлены конкретные значения показателей товара, соответствующие типам показателей, изложенным в настоящей инструкции.
Комиссия УФАС также констатирует, что установленная Заказчиком инструкция не содержит положений, позволяющих определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя), в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений и т.д. Указанное обстоятельство позволяет прийти к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки является ненадлежащей, что не позволило заявителю заполнить заявку, удовлетворяющую фактическим требованиям Заказчика.
Более того, анализ указанной инструкции по заполнению заявок, в том числе, в части, послужившей формальным основанием для отклонения заявок на участие в закупке, свидетельствует о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения. Указанная инструкция по заполнению заявок не только не определяет точного порядка заполнения заявок, но и в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару. Более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию отдельные положения инструкции не определяют порядка заполнения заявок, а дают разъяснения, трактовку относительно тех или иных значений, установленных Заказчиком, что не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Так, например, из установленной Заказчиком инструкции следует, что при заполнении заявки на участие в закупке участник закупки не должен использовать символы и их сочетания, указанные в п. 2.3.3 и 2.3.4 инструкции. При этом, при описании объекта закупки Заказчиком по мимо прочего использовано, в том числе, следующее сочетание символов: " и <", при этом специального порядка представления значения показателя характеристики товара, требование к которому установлено с использованием указанного сочетания символов, Заказчиком не предусмотрено.
При этом, инструкция содержит условие, в силу которого, в остальных случаях, для которых в инструкции отсутствует специальный порядок представления сведений о товаре требования к показателям товаров установлены, в том числе, наименование показателя, в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения в том виде, в котором они указаны в Приложении к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки".
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных положений инструкции, участник закупки должен оставить значения показателя, требование к которому установлено с помощью совокупности символов без изменения.
В свою очередь, исходя из позиции Заказчика, комиссии участник закупки был обязан исключить использование указанных знаков, что не корреспондируется с положением инструкции, указывающей на неизменность значения такого показателя.
Принимая во внимание изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что указанная часть инструкции, с учетом особенностей описания объекта закупки, содержит взаимоисключающие положения относительно представления сведений о товаре.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Стовбуна С.В. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, котировочной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июня 2023 г. N 44-2253/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023