Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Кварк" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ГБ г. Соликамск" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцы префузоры для оборудования шприцевого насоса B Braun Перфузор Компакт С-находящимся на балансе учреждения) (изв. N 0356500001123000173),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 07.06.2023 г. в 10:30.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:15 ч. 08.06.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001123000173 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (шприцы префузоры для оборудования шприцевого насоса B Braun Перфузор Компакт С-находящимся на балансе учреждения).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.05.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 439 015,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 05.06.2023 г.
Заявитель полагает, что совокупности характеристик, установленных в Техническом задании соответствуют шприцы общего назначения единственного производителя, а именно B.Braun (РУ N ФСЗ 2009/05984).
Заказчик с доводами жалобы не согласен, в письменных пояснениях указав следующее.
На балансе Заказчика имеется (инвентарная карточка учета нефинансовых активов N 96127) оборудование перфузор Компакт С. Электронный аукцион проводится с целью приобретения расходного материала для данного оборудования.
Требования по указанию совместимости шприцов с имеющимся в лечебном учреждении инфузионным насосом Perfusor Compact S регламентируются инструкциями по эксплуатации к данному оборудованию.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание" и в приложениях к нему.
Согласно позиции N 1 приложения N 3 к Техническому заданию к поставке требуется шприц общего назначения, соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
Используемые материалы |
Полипропилен, изопреновая резина, не содержит латекс. |
Материалы изготовления шприца важны для понимания их совместимости с лекарственными препаратами |
Совместим с насосами марки Перфузор |
Соответствие |
Данные насосы имеются у заказчика Шприц должен быть внесен в инструкцию к прибору. Все его геометрические данные такие как длина, толщина стенок шприца, сопротивление при ходе плунжера и тд. внесены в память прибора |
Согласно позиции N 2 приложения N 3 к Техническому заданию к поставке требуется шприц общего назначения, соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
Желтая цветовая кодировка цилиндра шприца для определения эпидурального доступа, прозрачный, с УФ-защитой |
Наличие |
Для введения светочувствительных препаратов или верификации типа шприца для эпидуральной анестезии |
Используемые материалы |
Полипропилен, изопреновая резина, не содержит латекс. |
Материалы изготовления шприца важны для понимания их совместимости с лекарственными препаратами |
Совместим с насосами марки Перфузор |
|
Данные насосы имеются у заказчика. Шприц должен быть внесен в инструкцию к прибору. Все его геометрические данные такие как длина, толщина стенок шприца, сопротивление при ходе плунжера и тд. внесены в память прибора |
Заявитель полагает, что совокупности характеристик, установленных в Техническом задании и приложениях к нему подходит товар лишь производителя - B.Braun.
Заказчик направил в адрес Комиссии коммерческие предложения от ООО "Скай Мед", ООО "Радикс медикал", ИП Кухтинский Э.В.
Из представленных коммерческих предложений следует, что Поставщики предлагают к поставке товар производителя - B.Braun.
Заказчик также представил в адрес Комиссии руководство по эксплуатации к насосу Perfusor Compact S производства ООО "Б.Браун Медикал" (Германия), имеющегося в учреждении. Действительно, в представленном руководстве по эксплуатации установлено требование о необходимости использования таких комбинаций оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Указанным руководством устанавливается перечень совместимых с данным оборудованием шприцев следующих производителей: "Becton Dickinson" (США); "TERUMO" (Япония); "Sherwood EU" (Англия), "B.Braun".
Проанализировав государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru), Комиссией установлено, что производители "Becton Dickinson" (США); "TERUMO" (Япония); "Sherwood EU" (Англия), "B.Braun" имеют регистрационные удостоверения на шприцы общего назначения.
Вместе с тем, исходя из анализа регистрационных удостоверений не представляется возможным определить, что товар данных производителей соответствует характеристикам, установленным в Техническом задании и приложении к нему.
В целях принятия объективного решения, Комиссией были сделаны запросы в адрес:
- официального представителя на территории Российской Федерации производителя Sherwood EU, Англия - Lab Depot Corporation (исх. N 5631/23 от 07.06.2023 г.);
- официальных представителей на территории Российской Федерации производителя Terumo, Япония - ООО "АМТ", ООО "Ангиосистемы", ООО "Валирия" (исх. N 5636/23 от 07.06.2023 г.);
- Becton Dickinson (исх. N 5622/23 от 07.06.2023 г.).
На дату принятия решения ответ на запрос поступил от Lab Depot Corporation (исх. N 122 от 07.06.2023 г.; вх. N 8514-ЭП/23 от 08.06.2023 г.), согласно которому с 2022 года компания Sherwood EU разорвала отношения с Lab Depot Corporation.
Также ответным письмом от ООО "Ангиосистемы" (исх. N 274 от 07.06.2023 г.; вх. N 8503-ЭП/23 от 08.06.2023 г.) сообщило, что между ООО "Ангиосистемы" и производителем Terumo заключено дистрибьюторское соглашение от 21.06.2021 г., в котором указан перечень продукции, на который распространяется соглашение, шприцов в данном перечне нет.
На дату принятия решения по жалобе ответы на запросы от ООО "АМТ", ООО "Валирия", Becton Dickinson в адрес Комиссии не поступали.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупности характеристик соответствует только B.Braun нашел свое подтверждение. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям Технического задания и приложениям к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кварк" на действия ГБУЗ ПК "ГБ г. Соликамскпри проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (шприцы префузоры для оборудования шприцевого насоса B Braun Перфузор Компакт С-находящимся на балансе учреждения) (изв. N 0356500001123000173) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе внеплановой проверки нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ИП Маратканова А.А (вх.N 8263/23 от 05.06.2023 г.).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июня 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023