Комиссия Красноярского УФАС России в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, М.А. Дударева, члены комиссии - начальник отдела, А.А. Кириллова, главный специалист-эксперт О.П. Чупрунова, рассмотрев жалобу ИП Сысоева К.В. (далее - податель жалобы) на действия заказчика ФКУ "БМТВС ГУФСИН по Красноярскому краю" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: 660014, г. Красноярск, ул. Юности, 22а, в целях капитального ремонта государственного имущества" (далее - электронный аукцион), извещение N 0319100015523000057, на электронной торговой площадке АО "Сбербанк АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС Росси поступила жалоба ИП Сысоева К.В. на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: 660014, г. Красноярск, ул. Юности, 22а, в целях капитального ремонта государственного имущества".
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В адреса подателя жалобы, заказчика, аукционной комиссии и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы по существу состоялось 13.06.2023 в отсутствии представителя подателя жалобы, в присутствии представителя заказчика, должным образом подтвердившего свои полномочия.
В жалобе содержатся следующие доводы:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контактной системе одновременно с требованием об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
2. Заказчиком необоснованно установлено требование к декларированию участниками отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков.
3. Заказчиком необоснованно указано требование о представлении в составе заявки предложения участника закупки о цене контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил свои пояснения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: 660014, г. Красноярск, ул. Юности, 22а, в целях капитального ремонта государственного имущества".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе устанавливает, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Часть 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает, что Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571" устанавливает, что в случае, если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Проанализировав извещение Электронного аукциона, Комиссия установила, что Заказчиком установлены требование к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контактной системе, требование к участникам закупок в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления N2571.
Часть 2 статьи 104 Закона о контратакой системе устанавливает, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" установлены случаи для направления обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
- уклонение участника закупки от заключения контракта;
- расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено право заказчика на установление требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) вне зависимости от случая направления обращения о включении сведений в указанный реестр, по которому сведения об участнике закупке были включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом норма, закрепленная в подпункте "б" пункта 1 Постановления N2571, вменяет заказчику обязанность установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера, что является одним из частных случаев включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и охватывается общим требованием, предусмотренным частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия не может согласиться с указанным доводом жалобы ввиду того, что подпункт "б" пункта 1 Постановления N 2571 вменяет заказчикам обязанность в определенных случаях устанавливать рассматриваемое требование, но не ограничивает их в праве устанавливать такие требования в иных случаях. При этом, реализуя свои права, заказчику надлежит соблюдать принципы контрактной системы, в том числе принцип, установленный статьей 8 Закона о контрактной системе о недопущении ограничения числа участников.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что факт отсутствия лица в реестре недобросовестных поставщиков в принципе гарантирует факт его отсутствия и ввиду отказа от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами.
Таким образом, первый довод подателя жалобы является необоснованным.
Относительно второго довода подателя жалобы о незаконном установлении заказчиком требования к декларированию участниками закупки отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков, Комиссия указывает, что статье 43 Закона о контрактной системе отсутствует такая обязанность по декларации об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Таким образом, установление заказчиком в требованиях к участникам закупки требования о декларировании в заявке информации об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков не соответствует положениям Закона о контрактной системе и нарушает статью 42 указанного закона. В связи с чем, Комиссия признает рассматриваемый довод подателя жалобы обоснованным.
Кроме того при рассмотрении третьего довода подателя жалобы, Комиссией установлено, что в требованиях к составу заявки указано, что в заявке участник должен указать предложение о цене контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе).
При этом из статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что ценовое предложение подается участниками закупки не в составе заявки, а в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчиком необоснованно установлено требование об указании в заявке участника предложения о цене контракта, что нарушает положение статьи 49, 42 Закона о контрактной системе.
Нарушение заказчиком статьи 42 Закона о контрактной системе является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном часть 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Учитывая, что допущенные нарушения не повлияли на результат определения поставщика, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания с целью устранения допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, по результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Сысоев К.В. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку допущенное нарушение законодательства о контрактной системе не повлияло на определение победителя закупки.
4. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.А. Дударева
Члены Комиссии: А.А. Кириллова
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 13 июня 2023 г. N 024/06/106-1619/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023