Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
ведущего специалиста отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии;
в отсутствие сторон,
рассмотрев жалобу,
У С Т А Н О В И Л А:
02.06.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы с. Высокораменское Шабалинского района (извещение N 0140300050523000002).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. Заказчиком установлены два требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков и в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, и в соответствии с п.п "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571). При этом требование, предусмотренное Постановлением Правительства N 2571, устанавливается только в случае не установления общего требования, предусмотренного ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Установлено требование о декларировании соответствия участника закупки согласно п. 9 ч. 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции.
3, 4. Отсутствует требование к участникам закупки о декларировании п.п 10, 10.1 и 11 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
5. Заказчик установил в извещении требования к составу и содержанию заявки в недействующей редакции, чем нарушил положения ст. 43 Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.06.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заявитель явку представителя не обеспечил, дополнений и ходатайств не направил.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе. Просит применить нормы статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку данные нарушения допущены впервые.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.05.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0140300050523000002 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул. Свободы с. Высокораменское Шабалинского района. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 193 409, 60 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2023 NИЭА1 на участие в аукционе подана только одна заявка, которая признана соответствующей.
Относительно первого довода Заявителя, установлено следующее.
Пунктом 7.3 Информационной карты установлено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона для данной закупки установлено требование к участникам об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно п.п "б" п. 1 Постановления Правительства N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 18 приложения к Постановлению Правительства N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
Учитывая начальную (максимальную) цену контракта 4 193 409,6 руб. по данному аукциону не применяются дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 2571, в связи с чем, установление требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера, неправомерно.
Таким образом, довод жалобы является обоснованным, в действиях Заказчика установлено нарушение п.п "б" п. 1 Постановления Правительства N 2571.
Относительно второго довода Заявителя, установлено следующее.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по заполнению заявки Заказчиком указаны требования о предоставлении необходимой информации и документов в составе заявке.
При этом пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен заказчиком в редакции, действовавшей до 01.01.2023, а именно:
"Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10% голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей 10% в уставном капитале хозяйственного общества".
Таким образом, довод жалобы является обоснованным, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 9 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Относительно третьего и четвертого довода Заявителя, установлено следующее.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Пунктами 10, 10.1 и 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляются следующие единые требования: "участник закупки не является иностранным агентом", "участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или обществ", "отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации".
Вместе с тем, данные требования отсутствуют в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы заявителя являются обоснованными.
Относительно пятого довода Заявителя, установлено следующее.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме установлены требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе и требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
2) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
3) предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части);
4) предложение участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона);
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 2 ст. 43 Закона о контрактной системе установлены требования к предложению.
Согласно ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Заказчик установил в Извещении требования к составу и содержанию заявки в недействующей редакции, чем нарушил положения ч. 1,2,3 ст. 43 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения пункта 9 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, ч. 1,2, 3 ст.43 Закона о контрактной системе, п.п "б" п. 1 Постановления Правительства N 2571, ответственность за которые предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что Заявителем в материалы дела не предоставлено доказательств нарушения его прав и законных интересов как участника закупки.
В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия решила предписание об устранении нарушения не выдавать.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, ч. 1, 2, 3 ст.43 Закона о контрактной системе, п.п "б" п. 1 Постановления Правительства N 2571.
3. Предписание об устранении нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица о необходимости представить в срок до 26.06.2023 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию (e-mail: to43@fas.gov.ru, to43-ustiugova@fas.gov.ru):
-паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении должностных лиц комиссии по осуществлению закупок, указанных в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.06.2023 NИЭА1, назначается на 05.07.2023 г. в 13 час. 30 мин. по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К. Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru, to43-ustiugova@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 9 июня 2023 г. N 043/06/106-570/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023