Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "ЕДАГРУПП", не явились, извещены,
от заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края", Шашмуриной Анастасии Эдуардовны, Цапенко Ивана Владимировича, Гееб Ивана Сергеевича,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", Горбункова Андрея Васильевича,
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "ЕДАГРУПП" на извещение при проведении закупки N 0817200000323008176 "Выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения с элементами паспортизации на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Алтайского края на 2023 год" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "ЕДАГРУПП" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на извещение при проведении закупки N 0817200000323008176 "Выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения с элементами паспортизации на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Алтайского края на 2023 год".
В обоснование жалобы заявитель указал, что исходя из содержания требований п. 5.2, п. 9.4 заказчику требуются работы с обязательным использованием программного комплекса "AUTOROAD". Кроме того, из буквального содержания п. 7.5 приложения N 1 проекта контракта следует, что победитель закупки безусловно обязан передать заказчику программный комплекс "AUTOROAD". Однако данное требование неправомерно в силу ст. 6 БК РФ, Постановления Правительства РФ N 1236, ч. 7 ст. 12.1 149-ФЗ от 27.07.2006. Указанный программный комплекс отсутствует в едином реестре российского программного обеспечения. Кроме того, "AUTOROAD" не введено правомерно в гражданский оборот на территории РФ, а также не реализуемо свободно на территории РФ. При этом, участники закупок ограничены, поскольку участие в торгах возможно разработчиком и лицами, которые в той или иной форме аффилированы с этим разработчиком.
На основании изложенного, заявитель просит приостановить проведение закупки, провести проверку, признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что формирование описания объекта закупки возложено на заказчика.
Представитель заказчика пояснил, что предметом закупки является - "Выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения с элементами паспортизации на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Алтайского края на 2023 год", а не приобретение программного обеспечения "AUTOROAD", в связи с чем у потенциальных участников закупки имеется возможность приобрести доступ к программному обеспечению "AUTOROAD" на официальном сайте разработчика. Совместимость приобретаемого продукта с программным обеспечением "AUTOROAD" обусловлена потребностью заказчика, а именно: заказчиком приобретено ПО "AUTOROAD" в 2008 г., в связи с чем каких-либо дополнительных приобретений ПО заказчику не требуется, согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 30.07.2020 г. N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения", организацией утвердившей ПОДД на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации осуществляется внесение изменений в ПОДД, в связи с чем требуется лицензионный программный продукт, а также необходимые навыки его использования. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Информационно-аналитическая система "AUTROAD" зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ (свидетельство N 2006613678 об официальной регистрации прав в Федеральном институте промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам). Правообладатель ООО "СибДор", г. Томск, является российской организацией (налоговым резидентом Российской Федерации). Учредители (конечные бенефициары) ООО "СибДор" также являются резидентами Российской Федерации. В Федеральной службе по интеллектуальной собственности ООО "СибДор" оформлено свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) AUTOROAD N 665159.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
29.05.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 29.05.2023 N 0817200000323008176.
Согласно п. 1, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Вместе с извещением заказчиком размещено техническое задание, описание объекта закупки, проект контракта.
Исходя из вышеуказанных документов следует, что заказчику требуется - разработка проектов организации движения выполняется с целью оптимизации методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, получения полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений.
В ходе выполнения работ по разработке проектов организации движения выполняется актуализация существующей пространственной базы данных программного комплекса "AUTOROAD", установленного и используемого в КГКУ "Алтайавтодор".
В п. 7.4, п. 7.5, 9.4 технического задания заказчиком установлено следующее.
Требования к формированию информационной базы данных и к программному комплексу: все собранные и обработанные данные заносятся в базу данных с результатами фото- и видеосъемки обследуемых объектов в электронном виде в имеющуюся у Государственного заказчика базу данных "AUTOROAD" в соответствующие разделы информационной базы данных, по показателям и характеристикам в объеме, установленном Приложением N2 к Техническому заданию, включая видео и фото материалы. Данные вносятся без потери качества, объёма и изменения структуры построения содержащейся информации.
Дополнительные требования к работе с информационной базой данных: представленный программный продукт (программный комплекс) должен поддерживаться, обеспечивая устойчивую работу существующим аппаратным и программным комплексом, установленным в КГКУ "Алтайавтодор", обеспечивая возможность работы по локальной сети "клиент - сервер", клиентская база устанавливается в объёме не менее 25 рабочих мест.
По окончанию разработки Подрядчик должен предоставить: заполненный банк дорожных данных "AUTOROAD" с результатами разработки проектов организации дорожного движения с элементами паспортизации (по показателям и характеристикам в объеме, установленном Приложением N2 к Техническому заданию), с возможностью внесения изменений в процессе эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений. Указанные положения находят свое отражение также в проекте контракта.
Согласно пп. б) п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях: несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Из совокупности положений технического задания, проекта контракта, пояснений заказчика закупаемый товар (результат работ) "разработка проектов организации движения выполняется с целью оптимизации методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов, получения полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений" должен быть совместим с программным обеспечением "AUTOROAD" для актуализации существующей пространственной базы данных программного комплекса "AUTOROAD".
При рассмотрении доводов жалобы заказчик пояснил, что указанная совместимость с программным обеспечением "AUTOROAD" обусловлена потребностью заказчика во внесении изменений в готовый результат работ (проект организации дорожного движения) на основании Приказа Минтранса России от 30.07.2020 N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения" (далее - Приказ N 274), в связи с изменившейся дорожно-транспортной ситуацией, требованиями, предписаниями или представлениями, в том числе выданными территориальными подразделениями Госавтоинспекции, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения.
Согласно п. 3 Приказа N 274 при разработке КСОДД и ПОДД необходимо учитывать приоритет безопасности дорожного движения по отношению к потерям времени (задержкам) при движении транспортных средств и (или) пешеходов.
В соответствии п. 54 Приказа N 274 внесение изменений в ПОДД должно осуществляться органом власти (организацией), утвердившим(шей) ПОДД, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных территориальными подразделениями Госавтоинспекции, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок не превышающий 60 календарных дней, с направлением в течение 30 календарных дней в организации, согласовавшие ПОДД, уведомления о внесении указанных изменений.
Согласно п. 42 Приказа N 274 ПОДД, разрабатываемые для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными в области организации дорожного движения.
В соответствии с Положением о Министерстве транспорта Алтайского края является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по участию в проведении государственной политики в области транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (далее - "дорожное хозяйство"), организации дорожного движения на территории Алтайского края в полномочия которого среди прочего входит утверждение проектов организации дорожного движения, разрабатываемых для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков.
Согласно п. 1.3 Устава краевого государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Алтайского края" (далее - Устав) краевое государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Алтайского края" является некоммерческой организацией, созданной Алтайским краем для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Алтайского края полномочий Министерства транспорта Алтайского края.
Учреждение осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечивает безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам.
В соответствии с п. 3.1 Устава целями деятельности учреждения являются: обеспечение реализации полномочий учредителя в сфере дорожного хозяйства, в том числе обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, сохранение и улучшение их транспортно-эксплуатационного состояния, повышения пропускной способности.
Согласно п. 3.4.3, п. 3.4.5 Устава для достижения целей и реализации предмета деятельности учреждение выполняет среди прочих следующие функции: обеспечение согласования в установленном порядке схем организации движения транспортных средств на период выполнения дорожных работ, а также мер по обеспечению безопасного движения транспортных средств и безопасного ведения данных работ. Разработка и согласование с органами ГИБДД схем организации дорожного движения, расстановки дорожных знаков, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
Заказчиком в материалы дела в качестве примеров представлены внесения изменений в проекты (схемы, скрин-шоты) и письма, на основании которых, указанные изменения были внесены (предостережение, предложение).
Внесенные изменения утверждены КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края".
Представленные письма основания для внесения изменений свидетельствуют о необходимости исполнения и потребности заказчика во внесении изменений в готовый проект, в связи с изменяющейся дорожно - транспортной ситуацией, по требованию органов исполнительной власти.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства КГКУ "Управление автомобильных дорог Алтайского края" разрабатывает и утверждает изменения, вносимые в ПОДД, с целю исполнения возложенных на учреждение функций.
Поскольку у учреждения возникают потребности во внесении изменений в готовый проект организации дорожного движения, у учреждения установлено программное обеспечение "AUTOROAD", комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу об обоснованности указания заказчиком на совместимость результата работ с программным обеспечением "AUTOROAD".
Доводы заявителя о том, что ПО "AUTOROAD" отсутствует на свободном рынке и в едином реестре российского программного обеспечения, в связи с чем его приобретение невозможно, а использование запрещено являются необоснованными, поскольку предметом закупки является не программное обеспечение "AUTOROAD", а выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения с элементами паспортизации на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения Алтайского края на 2023 год.
Кроме того, в материалы дела заказчиком представлена следующая информация.
Информационно-аналитическая система "AUTROAD" зарегистрирована в Реестре программ для ЭВМ (свидетельство N 2006613678 об официальной регистрации прав в Федеральном институте промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам).
Правообладатель ООО "СибДор", г. Томск, является российской организацией (налоговым резидентом Российской Федерации). Учредители (конечные бенефициары) ООО "СибДор" также являются резидентами Российской Федерации.
В Федеральной службе по интеллектуальной собственности ООО "СибДор" оформлено свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) AUTOROAD N 665159.
Доступ к ПО "AUTOROAD" можно получить на официальном сайте разработчика, либо посредством официального запроса, направленного на электронную почту.
Заявитель указывал о исключительной возможности использования ПО "AUTOROAD" разработчиком или его апеллированными лицами, что ограничивает иных участников закупок.
Согласно ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций при осуществлении такими банками, корпорацией, гарантийными организациями действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - субъекты контроля).
В соответствии с п. 1 ч. 15 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям: получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля.
При этом, действия и деятельность разработчика (обладание исключительным правом, ограничение доступа к приобретению) не могут быть предметом при рассмотрении настоящей жалобы, поскольку не являются субъектом контроля для антимонопольного органа.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
При рассмотрении доводов жалобы заявителем не было предоставлено доказательств и документов, свидетельствующих о том, что выполнить требуемые заказчику работы может только один участник закупки, что требования заказчика являются излишними и необоснованными потребностью заказчика, информацию (признаки), указывающую на аффилированность разработчика и участников закупки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.06.2023 NИЭА1 на участие в закупки было подано три заявки, в связи с чем доводы заявителя о возможности участия единственного участника, отсутствия и ограничения товара и средств для выполнения работ на рынке опровергаются материалами дела.
Учитывая вышеизложенное, имеющиеся в распоряжении УФАС по Алтайскому краю информацию и документы, регламентированные сроки рассмотрения жалобы Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о недоказанности доводов жалобы заявителя и необоснованности жалобы.
На основании изложенного и в соответствии ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия УФАС по Алтайскому краю,
РЕШИЛА:
признать жалобу ООО "ЕДАГРУПП" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.В. Тетерина |
|
_______________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 13 июня 2023 г. N 022/06/33-627/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023