Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электронные машины" (далее - ООО "Электронные машины", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) и Министерства образования Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Шифр: 52-2023-нр5213 Поставка камер видеонаблюдения в рамках мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (Реестровый номер 23.31.0865) (извещение N 0152200004723000808) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителя заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 23.03.2023),
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5013-ЭП/23 от 02.06.2023) жалоба заявителя на действия положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 24.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004723000808 с начальной (максимальной) ценой контракта 1 162 500 руб.
02.06.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 13 заявок, из них сделано 13 ценовых предложений, наименьшее ценовое предложение (325500 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 67, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 72 %.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 06.06.2023 заявки девяти участников были отклонены. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 60 с ценой контракта 961000 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы заявителя сводятся к тому, что в извещении об осуществлении неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236) или не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
По мнению заявителя, заказчиком закупаются камеры видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением (о чем свидетельствуют требования к поддержке видеокодеков "H.264+", "H.265", "H.265+", "HD-формат - Full HD 1080p"). Заявитель также считает, что неисключительные права на встроенное программное обеспечение будут передаваться заказчику "по умолчанию".
Уполномоченным органом представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 5240-ЭП/23 от 07.06.2023), согласно которым положения извещения об осуществлении закупки не содержат требований к поставке, установке или передаче программного обеспечения или прав на его использование заказчику.
По мнению уполномоченного органа, программное обеспечение может являться лишь изначально предустановленным на видеокамеры, без которого камеры не могут выполнять свои функции и работать в предусмотренном производителем режиме.
Заказчиком возражений на доводы жалобы не представлено.
Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав (пункт 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236).
Материалами дела установлено, что заказчиком закупаются камеры видеонаблюдения. Описание объекта закупки сформировано с учетом позиции каталога товаров, работ, услуг 26.70.13.000-00000004.
Комиссия отмечает, что положениями извещения об осуществлении закупки не установлены требования к программному обеспечению (его поставке) как таковому.
Потребность заказчика фактическим заключается в приобретении камер видеонаблюдения, которые способны обеспечить определенный функционал.
Извещение об осуществлении закупки также не содержит требований к установке или передаче программного обеспечения или прав на его использование заказчику.
Из содержания подпункта "б" пункта 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 следует, что для целей реализации установленного запрета под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного обслуживания и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
При этом законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236, когда объектом закупки являются камеры видеонаблюдения с изначально предустановленным программным обеспечением при производстве товара, без которого применение видеооборудования по назначению невозможно, и в извещении об осуществлении закупки не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
В рассматриваемом случае установка программного обеспечения и передача прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств не предусмотрены, следовательно, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, на данную закупку не распространяется.
Указанные выводы соответствуют позиции ФАС России, изложенной в письмах N ПИ/7495/23 от 03.02.2023, N ПИ/118987/22 от 30.12.2022 (совместно с письмом Минцифры России N П11-2-05-106-94501 от 15.12.2022).
При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в обжалуемой части, в связи с чем признает довод жалобы необоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 данного закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу подпунктов "и", "к", "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать следующие информацию и документы об участнике закупки:
декларацию о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 данного закона (если участник закупки является такой организацией);
декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных данным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой (пункт 2 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Из содержания извещения об осуществлении закупки следует, что вышеуказанные преимущества (за исключением преимуществ в рамках статьи 30 Федерального закона о контрактной системе) при осуществлении рассматриваемой закупки участникам не предоставляются.
Вместе с тем электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, было установлено, что документы и информация, предусмотренные подпунктами "и" и "к" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, требуются.
Таким образом, положения электронного документа, обязывающие участника закупки предоставлять декларацию о его принадлежности к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы и к организации инвалидов (с учетом формулировки "требуется"), в случае отсутствия в извещении об осуществлении закупки соответствующих преимуществ, являются неправомерными.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что уполномоченным органом при установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе были нарушены положения пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электронные машины" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и Министерства образования Омской области при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Шифр: 52-2023-нр5213 Поставка камер видеонаблюдения в рамках мероприятия по обеспечению образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды (Реестровый номер 23.31.0865) (извещение N 0152200004723000808).
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение пункта 3 части 3 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с тем, что установленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя комиссии |
"_" "_" |
Член Комиссии |
"_" |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 июня 2023 г. N 055/06/106-668/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023