14 июня 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказами Омского УФАС России от 18.05.2023 N 149/23, 31.05.2023 N 158/23 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), казенным учреждением Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением в Омской городской агломерации, в целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" (Реестровый номер 23.34.0651)" (извещение N 0152200004723000580) (далее также закупка, электронный аукцион)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 25.04.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004723000580 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 356 993 857 руб.
02.05.2023, 05.05.2023 вносились изменения в извещение об осуществлении закупки.
27.04.2023, 02.05.2023, 04.05.2023, 05.05.2023, 10.05.2023, 12.05.2023 размещались разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.05.2023 на участие в закупке было подано 6 заявок, из них сделано 6 ценовых предложений, наименьшее ценовое предложение (185096013,48 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 23, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 48.15%.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 заявка одного участника была отклонена. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 23 с ценой контракта 185096013,48 руб.
На момент проведения проверки заключен контракт от 27.05.2023 N 580 ИТС-2023 (номер реестровой записи контракта 2550205024423000047).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2.1. 15.05.2023 в Омское УФАС России поступила (вх. N 4356/23) жалоба ООО "Сорб Инжиниринг" (далее также заявитель), содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Указанная жалоба также поступила из ФАС России (вх. N 4557-ЭП/23 от 22.05.2023).
По существу доводы жалобы сводятся к следующему:
во-первых, заказчик не указал в документации необходимое количество индуктивных петлевых детекторов на модернизируемых светофорных объектах, приведен только адресный перечень светофорных объектов с координатами;
во-вторых, заявитель указывает, что в приложении N 6 "Адресные перечни размещения периферийного оборудования" к Техническому заданию (приложение N 1 к проекту контракта) указана противоречащая информация, а именно расположение светофорного объекта не соответствует приведенным координатам (перечень объектов и координат приведен в жалобе заявителя).
Учитывая, что жалоба была подана не в соответствии с частью 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе (посредством электронной почты), Омским УФАС России проводится внеплановая проверка.
Уполномоченный орган в своих объяснениях (вх. N 4808-ЭП/23 от 26.05.2023) сослался на отсутствие полномочий по описанию объекта закупки.
Из объяснений заказчика (вх. N 4714-ЭП/23 от 25.05.2023) следует, что установление петлевых детекторов (их монтаж) должен производиться подрядчиком согласно схемам расстановки оборудования автоматизированной системы управления дорожным движением, индуктивные петли в общем случае должны устанавливаться с учетом организации дорожного движения на перекрестке, количества необходимых получаемых данных по каждой полосе движения для оперативного реагирования на изменения дорожно-транспортной ситуации и обеспечения функционирования автоматизированной системы управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения в адаптивном режиме.
Таким образом, подрядчик при выполнении работ, с учетом приведенных обстоятельства самостоятельно будет определять необходимое количество петлевых детекторов.
В части несоответствия адресов светофорных объектов указанным координатам заказчиком пояснено, что в данном случае была допущена техническая ошибка.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 7 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (в редакции на момент размещения извещения об осуществлении закупки) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Электронным документом "Описание объекта закупки", размещенному в составе извещения об осуществлении закупки, установлено, что работы выполняются подрядчиком с использованием его товаров (материалов) в объеме и порядке, определенном Техническим заданием на выполнение работ по внедрению интеллектуальной транспортной системы, предусматривающей автоматизацию процессов управления дорожным движением в Омской городской агломерации, в целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" (Приложение N 1 к Государственному контракту (документ "ПРОЕКТ КОНТРАКТА")), Калькуляцией (Приложение N 2 к Государственному контракту (документ "ПРОЕКТ КОНТРАКТА")).
Пунктом 2.1 приложения N 3 "Требования к светофорным объектам" к Техническому заданию (приложение N 1 к проекту контракта) предусмотрено, что подрядчик обязан произвести монтаж индуктивных петлевых детекторов транспорта и контроллеров для них (монтаж индуктивных петлевых детекторов произвести согласно схемам расстановки оборудования АСУДД. Индуктивные петли в общем случае должны устанавливаться с учетом организации дорожного движения на перекрестке, количества необходимых получаемых данных по каждой полосе движения для оперативного реагирования на изменения дорожно-транспортной ситуации на УДС и обеспечения функционирования автоматизированной системы управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения в адаптивном режиме): на проезжей части дорожного полотна произвести штробление глубиной пропила не менее 150 мм и шириной не более 15 мм. В штробы уложить индуктивные петлевые детекторы. От штробы для индуктивного петлевого детектора на проезжей части выполнить пропил магистральной штробы (размеры не менее 150 мм глубина и 15 мм ширина). На дно магистрального шва заложить кабель, соединить с петлевым детектором методом опрессовки контактов, герметизировать, проложить до светофорного шкафа, где подключить к контроллеру индуктивных петель.
Положениями извещения об осуществлении закупки действительно не установлено количество петлевых детекторов, которые необходимо установить.
Вместе с тем Комиссия соглашается с доводами заказчика в указанной части, так как при выполнении работ подрядчик с учетом установленных требований к процессу производства работ и их результату самостоятельно будет определять необходимое количество петлевых детекторов.
Из содержания пункта 2.1 приложения N 3 "Требования к светофорным объектам" к Техническому заданию (приложение N 1 к проекту контракта) следует, что количество петлевых детекторов зависит от схемы расстановки оборудования и иных обстоятельства. Заказчик обоснованно указывает в своих объяснениях, что установление требований к количеству петлевых детекторов ограничивает подрядчика в выборе схемы петлевых детекторов, а равно в выборе способа производства работ.
При таких обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в указанной части.
При этом довод в части несоответствия адресов светофорных объектов указанным координатам нашел свое подтверждение.
По сути в извещении об осуществлении содержаться недостоверные сведения в части указания места выполнения работа.
Комиссией установлено, что данное несоответствие привело к подаче запроса на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, а также к направлению рассматриваемого обращения.
Таким образом, в действиях заказчика установлено нарушение статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2.2. Частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Правила использования КТРУ).
Пунктами 4-8 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Из содержания Технического задания (в том числе приложений N 1 и N 4) следует, что в рамках данной закупки фактически требуются к поставке (в рамках систем "Центр обработки данных", "Центр управления дорожным движением") такие товары как "Сервер", "Система хранения данных", Персональный компьютер", "Монитор", "Коммутатор доступа", "Источник бесперебойного питания" и иные (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
Комиссией установлено, что в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) в отношении товаров "Сервер" (позиции КТРУ 26.20.14.000-00000001), "Монитор" (позиции КТРУ 26.20.17.110-00000001), "Коммутатор" (позиции КТРУ 26.30.11.110-00000001), "Источник бесперебойного питания" (позиции КТРУ 26.20.40.110-00000013), "Компьютер персональный настольный (моноблок)" (позиции КТРУ 26.20.15.000-00000032) (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
Вместе с тем в нарушение части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пунктами 4, 5 и 8 Правил использования КТРУ заказчиком не применены соответствующие позиции КТРУ.
В объяснениях (вх. N 5289-ЭП/23 от 08.06.2023), представленных в ответ на запрос Омского УФАС России (исх. N ТШ/3357/23 от 01.06.2023), заказчиком указанот, что выбранный им код ОКПД2 62.01.12.000 "Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем" отсутствует в КТРУ, в связи с чем Правила использованию КТРУ не подлежат применению.
Данную позицию Комиссия полагает ошибочной, основанное на неверном толковании Правил использования КТРУ. Материалами проверки установлено, что объект закупки предусматривает поставку вышеприведенных товаров, их монтаж и пуско-наладку.
Следовательно, заказчик обязан в отношении таких товаров применять Правила использования КТРУ.
Более того, если рассматривать вышеприведенные товары как единый комплекс (систему), то заказчик в силу пункта 8 Правил использования КТРУ должен был руководствоваться такими правилами в отношении тех позиций, которые имеются в КТРУ.
Комиссия также учитывает, что при согласовании данной закупки комиссией по повышению эффективности закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд Омской области были даны рекомендации по приведению описания товаров в соответствии с Правилами использования КТРУ (протоколы N 12 от 19.04.2023, N 12/1 от 25.04.2023) (приложения к объяснениям уполномоченного органа (вх. N 5346-ЭП/23 от 13.06.2023). Однако заказчиком данные рекомендации были проигнорированы.
2.3. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи (подпункты "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Как выше было установлено объект закупки предполагает поставку товаров. Приложениями к техническому заданию установлены требования к таким товарам, содержащие максимальные, минимальные значения таких показателей и значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом извещением об осуществлении закупки не установлены требования о предоставлении в составе заявки характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки, наименования страны происхождения товара.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа установлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
2.4. Частью 4 статьи 27 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 данного закона предоставляются при осуществлении закупок:
1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
2) организациям инвалидов;
3) субъектам малого предпринимательства;
4) социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу подпунктов "и", "к", "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать следующие информацию и документы об участнике закупки:
декларацию о принадлежности участника закупки к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы (если участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы);
декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 данного закона (если участник закупки является такой организацией);
декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Из содержания извещения об осуществлении закупки следует, что вышеуказанные преимущества при осуществлении рассматриваемой закупки участникам не предоставляются.
Вместе с тем электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, было установлено, что документы и информация, предусмотренные подпунктами "и" и "к" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, требуются.
Таким образом, положения электронного документа, обязывающие участника закупки предоставлять декларацию о его принадлежности к учреждению или предприятию уголовно-исполнительной системы и к организации инвалидов (с учетом формулировки "требуется"), в случае отсутствия в извещении об осуществлении закупки соответствующих преимуществ, являются неправомерными.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что уполномоченным органом при установлении требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе были нарушены положения пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2.5. Частями 1 и 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (пункт 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878) установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Комиссией установлено, что поставляемые в рамках данной закупки товары "Сервер", "Система хранения данных", Персональный компьютер", "Монитор", "Коммутатор доступа", "Источник бесперебойного питания" и иные (указанный в решении перечень не является исчерпывающим) включены в перечень, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Комиссия также учитывает, что при согласовании данной закупки комиссией по повышению эффективности закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения нужд Омской области были даны рекомендации по соблюдению требований статьи 14 Федерального закона о контрактной системе, было также предложено разделить лот (протокол N 12 от 19.04.2023) (приложение к объяснениям уполномоченного органа (вх. N 5346-ЭП/23 от 13.06.2023).
Объяснения заказчика в данной части сводятся к тому, что выбранный им код ОКПД2 62.01.12.000 "Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для сетей и систем" не подпадает под соответствующие ограничения допуска.
Комиссия считает данную позицию заказчика ошибочной.
В связи с тем, что соответствующие ограничения допуска в извещении об осуществлении закупки установлены не были, Комиссия усматривает в действиях (бездействии) заказчика нарушение частей 1 и 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" нарушение статьи 7, частей 1 и 3 статьи 14, части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 7 и 15 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пунктов 4, 5 и 8 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_" "_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 июня 2023 г. N 055/10/99-592/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - участники закупок - ктру - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023