В соответствии с приказом Тульского УФАС России от 09.06.2023 N 54/23 "О проведении внеплановой проверки", на основании поступившего от федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет транспорта" (далее Заявитель, ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) обращения (вх. N 4792-ЭП/23 от 06.06.2023), комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг) в рамках компетенции проведена внеплановая проверка деятельности управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (ИНН 7107117928) (далее - Заказчик), администрации муниципального образования город Тула (ИНН 7107030032) (далее - Уполномоченный орган), комиссии уполномоченного органа по осуществлению закупок для нужд управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (далее - Конкурсная комиссия), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (ИНН 7107541446) (далее - Специализированная организация) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы "Разработка Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) в муниципальном образовании город Тула, финансово-экономической модели реализации КСОТ и подготовка научно обоснованных предложений по перечню мероприятий по развитию пассажирского транспорта общего пользования муниципального образования город Тула в составе Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Тульской городской агломерации и Комплексной схемы организации дорожного движения Тульской городской агломерации" (закупка N 0166300024723000249) (далее - Закупка, Конкурс);
при участии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Специализированная организация) на основании доверенности;
- представителей Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии на основании доверенности;
- представителя Заказчика на основании доверенности;
-представителя Заявителя на основании доверенности.
Проверка начата 13.06.2023, окончена 15.06.2023.
Изучив материалы настоящего дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Из обращения следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Конкурсной комиссии, не применившей положения частей 7, 8 статьи 37 Закона при оценке заявки участника закупки, предложившего цену о контракте более чем на двадцать пять процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме этого, Заявитель ставит под сомнение правильность начисления баллов победителю Закупки по критерию "Квалификация участников закупки".
Ввиду вышеизложенного, Заявитель полагает, что Конкурсной комиссией произведена оценка заявок не в соответствии с порядком оценки, предусмотренным Извещением о Закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона, пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при поступлении информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона, Правилами предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При проверке информации, изложенной в обращении Заявителя, Комиссией установлено следующее.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее - Извещение о Закупке), 21.04.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
04.05.2023 в единой информационной системе размещены изменения в извещение о Закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 25 000 000,00 рублей.
Предметом Конкурса является выполнение научно-исследовательской работы "Разработка Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) в муниципальном образовании город Тула, финансово-экономической модели реализации КСОТ и подготовка научно обоснованных предложений по перечню мероприятий по развитию пассажирского транспорта общего пользования муниципального образования город Тула в составе Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Тульской городской агломерации и Комплексной схемы организации дорожного движения Тульской городской агломерации".
31.05.2023 по итогам Закупки между Заказчиком и обществом с ограниченной ответственностью "АГЕНТСТВО ДОРОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ РАДАР" заключен муниципальный контракт N 2023.015529 на выполнение научно-исследовательской работы "Разработка Комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) в муниципальном образовании город Тула, финансово-экономической модели реализации КСОТ и подготовка научно обоснованных предложений по перечню мероприятий по развитию пассажирского транспорта общего пользования муниципального образования город Тула в составе Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Тульской городской агломерации и Комплексной схемы организации дорожного движения Тульской городской агломерации".
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами, в том числе являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (пункт 1 части 2 статьи 24 Закона).
В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный конкурс.
На основании части 4 статьи 24 Закона победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (часть 9 статьи 32 Закона).
На основании части 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В развитие данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604), которым утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения оценка заявок - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы).
Таким образом, на законодательном уровне закреплено требование о применении при проведении конкурсов не менее 2 критериев оценки, одним из которых в обязательном порядке должен являться "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", следовательно, оставшиеся критерии оценки заявок участников конкурса определяются заказчиком самостоятельно.
Разделом II. "Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" Положения определено следующее.
На основании пункта 9 Положения значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
В силу пункта 10 Положения, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Заказчик в электронном документе "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" извещения о Закупке (далее - Порядок оценки заявок) установил следующие критерии оценки заявок участников Закупки:
"Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - значимость критерия оценки 20 %;
"Квалификация участников закупки" - значимость критерия оценки 80%.
В разделе II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Порядка оценки заявок для критерия оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" Заказчиком в графе "Формула оценки или шкала оценки" предусмотрено, что оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила); указано, что количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Цена контракта", определяется в соответствии с пунктами 9, 10 Правил; приведены соответствующие формулы оценки.
На основании части 7 статьи 37 Закона при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:
1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 8 статьи 37 Закона в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.
Таким образом, установление величины значимости критерия оценки в зависимости от предложенной участником цены контракта является правом заказчика, а не обязанностью.
В рассматриваемом случае, при формировании Порядка оценки заявок Заказчик не воспользовался своим правом, предусмотренным частью 7 статьи 37 Закона.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу части 13 статьи 48 Закона протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 Закона.
Из протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке N 0166300024723000249 от 17.05.2023 следует, что Конкурсная комиссия рассмотрела и оценила вторые части заявок на участие в закупке, а также рассмотрела информацию и документы участников закупки, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона в порядке, установленном частью 11 статьи 48 Закона, на соответствие требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, и приняла, в том числе следующее решение: заявки участников закупки с идентификационными номерами 114213308 (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)); 114148911 соответствуют требованиям извещения о Закупке; итоговая оценка второй части заявки с идентификационным номером 114213308 (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)) по критерию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона, составила 80,00 баллов; итоговая оценка второй части заявки с идентификационным номером 114148911 по критерию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона, составила 72,00 балла.
В силу части 14 статьи 48 Закона не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке оператор электронной площадки:
1) направляет заказчику ценовые предложения участников закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также протокол, предусмотренный пунктом 1 части 10 настоящей статьи;
2) размещает протоколы, предусмотренные частями 6 и 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
На основании части 15 статьи 48 Закона не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Анализ протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0166300024723000249 от 18.05.2023 показал, что указанный протокол в отношении поданных заявок включает в себя информацию, указанную в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок, а также содержит, в том числе следующие сведения:
- ценовое предложение по критерию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона, участника закупки с идентификационным номером заявки 114213308 (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)) составило 24900000,00 руб.; участника закупки с идентификационным номером заявки 114148911 - 15000000,00 руб.;
- об итоговой оценке ценового предложения по критерию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона: участнику закупки с идентификационным номером заявки 114213308 (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)) присвоено 6,60 баллов, участнику закупки с идентификационным номером заявки 114148911 присвоено 20,20 баллов;
- об итоговой оценке предложений по критерию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона: участнику закупки с идентификационным номером заявки 114213308 (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)) присвоено 80,00 баллов; участнику закупки с идентификационным номером заявки 114148911 присвоено 72,00 балла;
- об итоговой оценке предложений по критериям, установленным пунктами 1-4 части 1 статьи 32 Закона: участнику закупки с идентификационным номером заявки 114213308 (ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ)) присвоено 86,80 баллов, участнику закупки с идентификационным номером заявки 114148911 присвоено 92,00 баллов;
- по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки 114148911.
Анализ материалов рассматриваемого дела показал, что Конкурсной комиссией соблюден порядок оценки заявок по критерию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона, предусмотренный Постановлением Правительства N 2604, документацией о Закупке, при оценке заявок по стоимостному критерию Конкурсная комиссия руководствовалась извещением о Закупке и корректно применила формулы оценки.
При таких обстоятельствах, Комиссия не усматривает в действиях Конкурсной комиссии нарушения Закона при проведении оценки заявок по критерию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона.
Относительно утверждения Заявителя о том, что Конкурсная комиссия ненадлежащим образом осуществила оценку заявки участника закупки с идентификационным номером 114148911 по критерию оценки "Квалификация участников закупки" конкурсной документации, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены юрисдикционные способы защиты гражданских прав, осуществляемые посредством деятельности уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, - судебная защита и защита гражданских прав в административном порядке.
Для защиты нарушенных (оспариваемых) прав необходимо избрать надлежащий способ.
Фактически, обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, Заявитель ставит вопрос о неправомерности произведенной Конкурсной комиссией оценки в отношении его заявки по нестоимостном критериям, установленным на основании пункта 4 части 1 статьи 32 Закона.
Однако, данный вопрос находится в исключительной компетенции членов Конкурсной комиссии и является элементом оценки.
Полномочия антимонопольного органа, рассматривающего жалобу, связанную с порядком оценки заявок, предусмотрены, кроме прочего, частью 12 статьи 99 Закона, в соответствии с которой при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Соответственно, вопросы, связанные с присвоением количества баллов, процентных эквивалентов тех или иных показателей в рамках оценки заявок не могут быть предметом администрирования со стороны антимонопольного органа.
Такой правовой подход соответствует положениям Закона, не противоречит балансу частных и публичных интересов, поскольку сами по себе оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях определения лучшего предложения (условия) исполнения контракта и при оценке таких заявок по неисчисляемым критериям (качество, опыт, квалификация) зачастую сопряжены с усмотрением самой конкурсной комиссии, потому как выбор наилучшего предложения среди участников закупки является исключительно ее прерогативой.
В этой связи антимонопольный орган не вправе вмешиваться в оценку заявок, таким образом не принимая на себя функции членов Конкурсной комиссии, поскольку обратное противоречит буквальному содержанию части 12 статьи 99 Закона.
При этом Комиссия вправе проверить соблюдение конкурсной комиссией установленного заказчиком порядка оценки заявок без перехода к самой оценке результатов конкурса и без проверки количества и правомерности присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" пункта 30 Положения:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В пункте 2 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрен критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Указанный пункт Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе включает в себя показатели оценки
- 1. "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" со значимостью 20% и применением детализирующих показателей оценки: "Характеристика N 1.1 (общее количество исполненных участником закупки договоров)" со значимостью 50 %; "Характеристика N 1.2 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) " со значимостью 50%.
- 2. "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" со значимостью 30% и применением детализирующих показателей оценки: "Характеристика N 2.1 (сотрудники, имеющие ученую степень доктора/кандидата наук по научным специальностям "2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте", "2.9.4. Управление процессами перевозок", "2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта" и/или ученую степень доктора/кандидата наук по научной специальности "5.2.3. Региональная и отраслевая экономика" согласно номенклатуре научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 N 118") со значимостью 100%.
- 3. "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" со значимостью 50% и применением детализирующих показателей оценки: "Характеристика N 3.1 (количество комплектов оборудования для подсчета количества пассажиров, вошедших и вышедших из транспорта общего пользования по остановкам, имеющегося у участника закупки на праве собственности или ином законном основании)" со значимостью 100%.
Для показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком предусмотрена следующая шкала оценки:
Количество документально подтвержденных кандидатов наук |
Количество документально подтвержденных докторов наук |
Число присваиваемых баллов |
0 (или документы не представлены) |
0 (или документы не представлены) |
0 |
1 |
0 |
10 |
2 |
0 |
15 |
3 и более |
0 |
20 |
0 |
1 |
15 |
1 |
1 |
20 |
2 |
1 |
30 |
3 и более |
1 |
40 |
0 |
2 |
30 |
1 |
2 |
40 |
2 |
2 |
50 |
3 и более |
2 |
60 |
0 |
3 и более |
50 |
В разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе содержится Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки; в рамках критерия "Квалификация участников закупки" установлен показатель оценки "Сотрудники, имеющие ученую степень доктора/кандидата наук по научным специальностям "2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте", "2.9.4. Управление процессами перевозок", "2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта" и/или ученую степень доктора/кандидата наук по научной специальности "5.2.3. Региональная и отраслевая экономика" согласно номенклатуре научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 N 118" и предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие специалистов, являются в совокупности:
1. Копии диплома доктора/кандидата технических наук с приложением копии автореферата (или иного документа, подтверждающего научную специальность, по которой присуждена научная степень) по научным специальностям "2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте", "2.9.4. Управление процессами перевозок", "2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта" и/или по научной специальности "5.2.3. Региональная и отраслевая экономика" согласно номенклатуре научных специальностей, утвержденной приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 24.02.2021 N 118;
2. Копии трудовых книжек специалистов или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66 1 Трудового кодекса Российской Федерации.
3. Копиями свидетельства о браке (или иного подтверждающего смену фамилии документа) в случае, если фамилия специалиста или иного работника менялась
В случае отсутствия указанных копий документов и/или предоставления указанных документов не в полном объеме сведения о них не учитываются при оценке заявки.
Комиссией установлено, участником закупки с идентификационным номером заявки 114148911 в составе заявки были предоставлены документы (в том числе: трудовые договоры, трудовые книжки, дипломы и авторефераты) в отношении 3 докторов технических наук и 3 кандидатов технических наук, часть из которых работает по совместительству. Подписи и оттиски печатей на документах присутствуют. Ряд сотрудников, с которыми были заключены трудовые договоры, проживают в другом регионе.
В силу абзаца статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
На основании части 5 статьи 66 ТК РФ по желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
Согласно части 1 статьи 312.2 Трудового кодекса РФ трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающие выполнение работником трудовой функции дистанционно, могут заключаться путем обмена между работником (лицом, поступающим на работу) и работодателем электронными документами.
Работа по договору без трудовой книжки, в соответствии с частью 6 статьи 312.2 Трудового Кодекса РФ, возможна при дистанционной занятости - по желанию дистанционного работника сведения о его трудовой деятельности вносятся работодателем в трудовую книжку дистанционного работника при условии ее предоставления им, в том числе путем направления по почте заказным письмом с уведомлением (за исключением случаев, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным Федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).
На основании изложенного, трудовым законодательством предусмотрены случаи заключения трудового договора без записи в трудовую книжку: работа по совместительству; дистанционная занятость; если работодатель является физическим лицом.
Как следует из письменных пояснений Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссией приняты в качестве документов, подтверждающих трудовую деятельность, представленные участником закупки с идентификационным номером заявки 114148911 документы, в том числе трудовые договоры. Фактов представления участником закупки недостоверной информации Конкурсной комиссией не выявлено.
Заказчик, Уполномоченный орган полагают, что ссылка ФГАОУ ВО РУТ (МИИТ) на среднесписочную численность сотрудников участником закупки с идентификационным номером заявки 114148911 несостоятельна, поскольку не включает в себя: внешних совместителей, лиц в декрете и отпусках по уходу за ребенком, сотрудников в учебном отпуске.
Как особо отмечено Заказчиком, Уполномоченным органом, Заявителем в заявке также были представлены копии трудовых договоров, дипломов и авторефератов в отношении 3 докторов технических наук и 3 кандидатов технических наук, как состоящих в штате организации, так и являющихся внешними совместителями. Таким образом, по данному показателю оценки оба участника закупки получили одинаковое (максимальное) количество баллов.
Таким образом, все 6 сотрудников участника закупки с идентификационным номером заявки 114148911 являются докторами и кандидатами наук, чьи научные специальности и факт трудовых отношений подтверждены представленными в заявке документами.
Комиссия в результате рассмотрения обращения по существу, ознакомившись с документами и пояснениями Заказчика, Уполномоченного органа, проанализировав протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, не установила, что победитель закупки определен неправомерно. Обратного Комиссии не доказано.
Следовательно, информация, содержащаяся в обращении о нарушении Конкурсной комиссией требований Закона, своего подтверждения не нашла.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99 Закона, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии, Специализированной организации нарушений Закона при проведении Закупки не выявлено.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 июня 2023 г. N 071/10/99-683/2023 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - критерии оценки - конкурсная комиссия - работник)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023