Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 июня 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителя от заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая больница N1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
в отсутствии представителей от:
заявителя - ООО "КАЛИПСО", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО "КАЛИПСО" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая больница N1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 31.05.2023 поступила жалоба ООО "КАЛИПСО" на положения извещения о закупке при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку уборочного инвентаря (изв. N0815500000523005379) (далее - запрос котировок).
Заявитель считает, что установленный Заказчиком в извещении о проведении конкурсной процедуры код ОКПД 2 неверный.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представитель Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая больница N1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики считает действия Заказчика законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1
2023-4023
части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
29.05.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523005379 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку уборочного инвентаря, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 817 952,50 руб.
Одновременно на официальном сайте размещено извещение запроса котировок в электронной форме с описанием объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Из жалобы Заявителя следует, что при формировании описания объекта закупки Заказчик должен был использовать код ОКПД 2 13.92.29.110 "Тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли".
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Из пояснений Заказчика следует, что объектом закупки не являются тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли. Закупаемые мопы представляют собой насадки для швабры, причём, специально предназначенные для безведёрной уборки. Салфетки также не подпадают под код ОКПД2: 13.92.29.110, поскольку не являются тряпками (изготовлены из специального материала микрофибры, с особой структурой рабочей поверхности из микроволокна) и не предназначены для мытья полов, посуды, удаления пыли (характеристика закупаемого товара из Описания объекта закупки - "Для мытья и очистки поверхностей"). Закупаемый Заказчиком инвентарь предназначен для принципиально иного способа уборки - безвёдерного. Для осуществления уборки таким способом не могут быть использованы обычные тряпки для мытья полов, удаления пыли, которые подпадают под код ОКПД2: 13.92.29.110. В частности, безвёдерный способ уборки осуществляется в соответствии СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений... " и СанПиН З .3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", во исполнение требований которых мопы:
(1) изначально увлажнены дезинфицирующим или моющим средством согласно инструкции;
(2) имеют цветовую маркировку в зависимости от зон уборки.
В свою очередь, закупаемые салфетки также не являются салфетками для удаления пыли, поскольку в лечебно-профилактическом учреждении пыль не удаляют салфетками, но производят дезинфекцию поверхностей специальными средствами. Кроме того, закупаемые салфетки также имеют различную расцветку в зависимости от зон уборки. Таким образом, ни мопы, ни салфетки, закупаемые в рамках запроса котировок изв. N 0815500000523005379, являются ни тряпками половыми, а современным инвентарём для уборки, который не охватывается кодом ОКПД2: 13.92.29.110.
Кроме того, закупаемые мопы и салфетки приобретаются для доукомплектования уже имеющего у Заказчика уборочного инвентаря (швабр, вёдер, тележек и др.). Принципиальное значение имеет обеспечение совместимости (взаимодействия) закупаемых товаров с товарами, которые уже используются Заказчиком: к держателям имеющихся швабр подходят именно мопы; мопы и салфетки должны подходить к контейнерам и вёдрам; весь текстиль должен совпадать по составу с купленным ранее. По данной причине, у Заказчика отсутствует потребность в закупке тряпок для мытья поло, посуды, удаления пыли, которые подпадают под код ОКПД2: 13.92.29.110.
Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Комиссия Чувашского УФАС отмечает, что согласно извещению о проведении электронного аукциона не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно постановлению N 616.
П.1 постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
П.3 постановления N 616 установлено, что указанные в пунктах 1 и 2 постановления N 616 запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 перечня);
г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня);
д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
В описании объекта закупки использован ОКПД2 32.99.59.000, не включенный в перечень, предусмотренный Постановлением N 616.
Кроме того, в соответствии с кодом ОКПД2 32.99.59.000, в извещении об осуществлении закупки Заказчиком установлены условия допуска в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
При этом Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями документации, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Чувашского УФАС отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Чувашского УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, следовательно, жалоба признана необоснованной.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "КАЛИПСО" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КАЛИПСО" на положения извещения о закупке при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку уборочного инвентаря (изв. N0815500000523005379) необоснованной.
<_>
Примечание: Принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 июня 2023 г. N 021/06/33-467/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023