Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио начальника отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Поповой А.В.,
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в присутствии представителя заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Центр физической культуры и спорта" (далее - Заказчик): Иванова Г.М. (по приказу от 16.12.2022 N 27-лс),
в отсутствие заявителей:
- индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича,
- индивидуального предпринимателя Воробьева Александра Валерьевича (далее - Заявители), уведомленных о месте, дате и времени рассмотрения жалоб через единую информационную систему (далее - ЕИС),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы Заявителей на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на монтаж оборудования "умной" спортивной площадки. 1 этап. Выполнение работ по устройству асфальтобетонного покрытия - основания для создания "умной" спортивной площадки (закупка N 0338300001923000001), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на монтаж оборудования "умной" спортивной площадки. 1 этап. Выполнение работ по устройству асфальтобетонного покрытия - основания для создания "умной" спортивной площадки (закупка N 0338300001923000001) (далее - Закупка). Извещение о Закупке размещено в ЕИС 25.05.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 17 397 352,80 рублей.
02.06.2023 в Камчатское УФАС России поступили поданные 02.06.2023, 01.06.2023 через ЕИС жалобы Заявителей на действия Заказчика, который, по мнению Заявителей, в извещении о Закупке не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Заказчик с доводами жалоб не согласился, в письме от 08.06.2023 N 87 пояснил следующее:
Объект закупки, для которого выбран код ОКПД2 42.99.22.110 "Работы строительные по строительству конструкций и плоскостных сооружений стадионов и прочих площадок для спортивных игр на открытом воздухе, таких как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные гонки, велосипедные гонки и скачки" отсутствует в перечне позиций приложения к Постановлению N 2571, в связи с этим дополнительные требования к участникам закупки не установлены.
Объект закупки не является благоустройством территории в соответствии с определением пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в связи с тем, что "умная" спортивная площадка создается на территории, принадлежащей Муниципальному бюджетному учреждению "Центр физической культуры и спорта", а не на территории муниципального образования для общего пользования, в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан.
На основании ст. 45.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Территория, на которой планируется устройство основания для создания "умной" площадки, отсутствует в перечне определения объектов благоустройства территорий. В соответствии с п. 21 ст. 2 Решения Думы Вилючинского городского округа "Об утверждении Правил благоустройства территорий Вилючинского городского округа" от 18.10.2017 N 173/58-6 (далее - Решение Думы) к объектам благоустройства территории, относятся территории городского округа, на которых осуществляется деятельность по комплексному благоустройству: улицы, проспекты, площади, бульвары, парки, скверы, пляжи, дворы, кварталы; функционально-планировочные образования; территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с застройкой), специализированные площадки (детские, спортивные, площадки отдыха, площадки для выгула и дрессировки собак, контейнерные площадки для сбора отходов, открытые автостоянки).
В силу п. 43 ст. 2 Решения Думы Вилючинского городского округа определены элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
В описании Объекта закупки отсутствуют какие-либо элементы благоустройства территории.
Пункты 1.5 и 1.7 Приказа Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" носят рекомендательный характер для разработки норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований.
В результате рассмотрения жалоб и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным дополнительным требованиям (далее - Постановление N 2571).
Позицией 9 Постановления N 2571 предусмотрены работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В силу пункта а) части 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки НМЦК для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 данного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
Предметом Закупки являются монтаж оборудования "умной" спортивной площадки. 1 этап. Выполнение работ по устройству асфальтобетонного покрытия - основания для создания "умной" спортивной площадки. НМЦК определена сметным способом с использованием федеральных единых расценок, приказов Минстроя РФ от 21.12.2020 N 812/пр "Методика по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства", от 11.12.2020 N 774/пр "Методика по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства" и т.п.
Описание объекта Закупки осуществлено путем составления локального сметного расчета.
Согласно извещению о Закупке код ОКПД2 соответствует объекту закупки: 42.99.22.110 - Работы строительные по строительству конструкций и плоскостных сооружений стадионов и прочих площадок для спортивных игр на открытом воздухе, таких как футбол, бейсбол, регби, легкая атлетика, автомобильные гонки, велосипедные гонки и скачки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства, это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно пункту 10.2 статьи 1 ГрК РФ некапитальные строения, сооружения, это строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
При анализе проекта контракта извещения о Закупке, описания объекта закупки извещения о Закупке, исходя из сметы, Комиссия пришла к выводу, что объектом рассматриваемой Закупки является устройство некапитального сооружения ("умной" спортивной площадки), не являющегося объектом капитального строительства.
Заказчик доказательств обратного не представил.
Поскольку НМЦК превышает 5 млн. рублей, к участникам Закупки должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N 2571 (позиция 9) и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника Закупки таким требованиям.
Извещение о Закупке данного требования не содержит в нарушение части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 данного Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 данного Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 данного Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНО в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. При этом НМЦК не должна превышать двадцать миллионов рублей.
В силу части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 данной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только СМП, СОНО.
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.
С учетом вышеизложенного, участник закупки, являющийся СМП, СОНО, и для которого установлены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, обязан самостоятельно выполнить работы, являющиеся объектом закупки.
Согласно извещению о Закупке участникам Закупки установлено преимущество "в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ".
В соответствии с требованиями, установленными в электронном документе "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" приложения N 3 к извещению о Закупке участник Закупки обязан задекларировать свою принадлежность к СМП, СОНО.
Согласно пункту 2.2 проекта контракта извещения о Закупке "подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). При привлечении субподрядчиков к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту, Подрядчик обязуется информировать Заказчика о заключении договоров субподряда с организациями, привлекаемыми для выполнения работ по настоящему Контракту, и обеспечивать контроль за ходом и качеством выполняемых субподрядчиками работ. В этом случае подрядчик будет выступать в роли Генерального подрядчика".
Таким образом, допуская привлечение субподрядных организаций, в том числе не являющихся СМП, СОНО, в нарушение принципа исполнения контракта только СМП и СОНО, Заказчик тем самым нарушил часть 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе установлен порядок приемки товаров, работ, услуг с использованием ЕИС, в том числе содержание документа о приемке, прилагаемые документы, которые считаются его неотъемлемой частью, сроки приемки.
Частью 5 проекта контракта извещения о Закупке установлен порядок и сроки осуществления приемки и оформления результатов приемки.
Вместе с тем, изучив проект контракта извещения о Закупке, Комиссия приходит к выводу, что данный проект контракта не содержит обязательное условие о порядке оформления результатов исполнения муниципального контракта с использованием ЕИС в соответствии с частью 13 статьей 94 Закона о контрактной системе в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 30, части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Л.Б. Шиханова
Члены комиссии: ____________________ А.В. Попова
_____________________ Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 8 июня 2023 г. N 041/06/106-202/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023