Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеооконференц-связи представителя Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности);
представители "Областная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Городская клиническая больница N7" (далее - Заказчики), "Продресурсы" (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
на заседании Комиссии также присутствовал слушатель, являющийся представителем Заявителя, согласно пояснениям данного лица, документы подтверждающие полномочия со стороны Заявителя представлены не были, после объявления перерыва до 09.06.2023 указанные документы также направлены не были,
рассмотрев посредством системы видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 05.06.2023 поступила жалоба Заявителя на действия/бездействие Заказчиков при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (мясо говядина)(совместная закупка) Лот N7 (извещение от 29.05.2023 N 0136500001123003068 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
Согласно доводам Заявителя, Заказчиками:
1) неправомерно в проект контракта включено в раздел "III. ПОРЯДОК, СРОКИ И УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ И ПРИЕМКИ ТОВАРА" требование о предоставление любых документов в бумажной форме;
2) неправомерно в проект контракта включено приложение N 4 "Инструкция по приемке товара";
3) неправомерно в спецификацию включен столбец 7 "Производитель товара".
Представитель Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, считают свои действия законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате изучения представленных документов и пояснений, рассмотрения доводов жалобы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 29.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 773 810,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 07.06.2023;
4) дата проведения Аукциона - 07.06.2023, подано 7 ценовых предложений;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.06.2023, шесть заявок признаны соответствующими требованиям Аукциона, определен победитель.
1. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе установлены порядок и сроки оформления документа о приемке при исполнения контракта, заключенного по результатам электронной процедуры закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в документе о приемке.
Таким образом, положениями статьи 94 Закона о контрактной системе, регулирующими электронное актирование, предусмотрена возможность оформления иных документов помимо документа о приемке, формируемого поставщиком в ЕИС.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 94 входит в этап приемки поставленного товара.
Частью 5 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
Кроме того, пунктом 3.6. типового контракта на поставку продуктов питания, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 19.03.2020 N 140, а также в соответствии с пунктом 3.12. проекта контракта, предусмотрено, что поставщик обязан одновременно с передачей товара передать заказчику относящиеся к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производителем товара и контрактом.
Пунктом 3.3 проекта контракта предусмотрено, что в день доставки товара по адресу(ам) поставки товара, указанному(ым) в соответствии с условиями контракта, поставщик обязан передать заказчику подписанные со своей стороны товарную накладную по форме N ТОРГ-12 в 2 (двух) экземплярах (по 1 (одному) экземпляру для каждой из сторон), счет, а также передать документы, предусмотренные пунктом 3 Инструкции по приемке товара (приложение N 4 к контракту).
Представитель уполномоченного органа указал, что Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, одной из которых является товарная накладная (форма N ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Вместе с тем, товарная накладная формы N ТОРГ-12 может рассматриваться в качестве товаросопроводительного документа, подтверждающих вывоз товара. В этой связи, указанная в пункте 3.3 проекта контракта товарная накладная по форме N ТОРГ-12, оформленная в соответствии с законодательством РФ, может подтверждать только факт получения товара покупателем (заказчиком) от поставщика (продавца) по договору купли-продажи (договору поставки) и, соответственно, не может свидетельствовать о качестве товара. Качество товара проверяется заказчиком на этапе приемки товара, при проведении экспертизы товара и в случае установления надлежащего качества заказчиком подписывается документ о приемке, формируемый в ЕИС.
По условиям проекта контракта (пункт 3.3) заказчику требуется, чтобы в момент передачи товара от поставщика к заказчику на товар были оформлены и представлены поставщиком товарно-сопроводительные документы, которые подтверждают отгрузку товара, а также документы, предусмотренные пунктом 3 Инструкции по приемке товара (приложение N 4 к контракту), которые подтверждают качество поставленного товара (сертификат соответствия и/или декларация о соответствия, ветеринарные сопроводительные документы, санитарно-эпидемиологические заключения на пищевые продукты и т.д.), так как без предоставления этих документов заказчик не может начать этап приемки товара и использовать товар по назначению, учитывая сроки годности продукции.
Поставщик при формировании в ЕИС документа о приемке, может согласно пункту 2 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе к нему прикрепить документы, которые были переданы заказчику при отгрузке товара.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара в части соответствия его количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что необходимо разделять понятия "порядок приемки" и "оформление результатов приемки". Электронное актирование относится к порядку оформления результатов приемки товара, то есть к подписанию заказчиком в ЕИС документа о приемке, являющегося основанием для оплаты поставленного товара. По условиям проекта контракта от поставщика не требуется подписание какого-то иного документа о приемке, например, Акта приема передачи-товара, а требуется предоставить документы, подтверждающие качество товара и документ, подтверждающий отгрузку товара (товарную накладную).В письме Федерального казначейства от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375, которое указано в запросе, содержатся разъяснения про санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и в них указан порядок предоставления документов в территориальные органы Федерального казначейства. Данное письмо распространяется на получателей средств федерального бюджета и не относится к порядку приемки товара по контракту.
Кроме того, Заявителем не представлено нормативного обоснования, в чем именно выразилось нарушение со стороны Заказчика при проведении оспариваемой закупки.
Ввиду изложенных обстоятельств Комиссия не находит оснований признать довод жалобы обоснованным.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки
Инструкция по приемке товара, являющаяся приложением N 4 к контракту, содержит подробный порядок приемки заказчиком поставленного товара на предмет соответствия требованиям установленным контрактом, а так же определяет порядок и последовательность оформления результатов такой приемки в случае несоответствия требованиям установленным контрактом.
В соответствии с пунктом 4.1.4 проекта контракта поставщик обязан предоставлять заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету настоящего контракта.
Также пунктом 4.4.5 проекта контракта предусмотрено право заказчика отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего условиям контракта, в том числе в случае нарушения условий доставки товара, отсутствия сопроводительных документов, подтверждающих происхождение, прослеживаемость, качество и безопасность продукции, а также принадлежность к определенной партии товара.
Представитель Заказчика пояснил, что целью своевременной приемки продуктов питания у Заказчика имеется необходимость наличия документов о качестве и безопасности продуктов питания. Без указанных документов Заказчик не имеет право использовать товар по назначению.
Вместе с тем, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" Порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6, и Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7, может применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки.
Учитывая, что проектом контракта данные инструкции не предусмотрены, соответственно, Заказчик не обязан их применять.
В соответствии с частью 2 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) обязан в срок, определенный договором поставки проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота.
В соответствии с частью 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов поставленного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Учитывая изложенное, детальный порядок приемки товара изложен в Инструкции по приемке товара, являющейся приложение N 4 к контракту, и не требует отдельного утверждения. Инструкция по приемке товара, (приложение N 4 к контракту), подписывается сторонами контракта при его заключении.
В соответствии с Инструкцией по приемке товара (приложение N 4 к контракту) заказчик проверят товар на соответствие требованиям предусмотренным:
1) Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции";
2) Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности упаковки" ТР ТС 005/2011;
3) Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов";
4) Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
5) Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию".
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, инструкция по приемке товара (приложение N 4 к контракту) включена в состав рекомендованной формы проекта контракта на поставку продуктов питания, разработанного Комитетом в рамках реализации полномочий по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тверской области и методологического сопровождения деятельности заказчиков Тверской области. Инструкция не подлежит отдельному утверждению, так как является неотъемлемой частью проекта контракта. Данная инструкция регулирует порядок приемки товара заказчиком, учитывая специфику закупаемого товара (продуктов питания) и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем не представлено нормативных обоснований необходимости отдельно утверждения инструкции Уполномоченным органом, невозможности ее включения в проект контракта при отсутствии отдельно утверждения.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, в случае, если участник закупки в своей заявке указывает производителя товара, то наименование производителя товара должно быть в обязательном порядке указано в контракте, заключаемом по результатам закупки.
Если при проведении закупки на поставку продуктов заказчиком устанавливается ограничение допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, установленное постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 N 832 (далее - Постановление N 832), то участник закупки в заявке на участие указывает (декларирует) производителя пищевых продуктов, планируемых к поставке, наименование которого соответственно должно быть указано в Спецификации к контракту на поставку продуктов питания. Таким образом, указывая в заявке на участие в закупке производителя продуктов, участник берет на себя обязанность впоследствии осуществлять поставку продуктов питания только указанного производителя.
Статья 95 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень оснований для изменения условий заключенного контракта.
Согласно части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Согласно пункту 4 Постановления N 832 при исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 Постановления N 832, не допускается замена продукта пищевого на:
пищевой продукт, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза;
пищевой продукт другого производителя, предложение о поставке которого содержалось в заявках, которые не были отклонены в соответствии с ограничениями, установленными пунктом 2 Постановления N 878, при заключении данного контракта.
Согласно пояснениям Уполномоченного органа, в связи с увеличением случаев поставок некачественной (фальсифицированной) продукции в государственные учреждения Тверской области и необоснованной заменой поставщиками товара одного производителя на другого производителя в ходе исполнения контракта, требование о наличии в Спецификации к проекту контракта на поставку продуктов питания графы "Производитель" является обязательным и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В случае, если участник закупки не продекларирует в своей заявке производителя предлагаемого товара, то при заключении контракта в графе "Производитель" Спецификации к проекту контракта ставится прочерк (к данной графе указана соответствующая сноска).
В силу положений части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе указание участниками закупки в заявках на участие в электронном аукционе информации о производителе предлагаемого к поставке товара, влечет последующее внесение информации о производителе товара в контракт.
Таким образом, указание в Спецификации к проекту контракта производителя поставляемого товара никаким образом не ограничивает права поставщика, а наоборот направлено на соблюдение требований законодательства и надлежащее исполнение контракта. Поставщик, указывая в заявке конкретного производителя товара и подписывая затем контракт, принимает на себя обязательства по поставке заказчику товара именно того производителя, которого он сам заявил в заявке.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Если потенциальные поставщики не могут обеспечить надлежащие условия исполнения контракта и поставку качественных продуктов питания, то это не означает, что установленные в проекте контракта условия ограничивают права участников. Корме того, на участие в закупке подано семь заявок, шесть заявок признаны соответствующими требованиям Аукциона.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тверского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Продресурсы" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 9 июня 2023 г. N 05-6/1-100-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023