Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 13 июня 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Соловьева Н.А.,
в присутствии представителей:
ГБУЗ "ТОКБ им. В.Д. Бабенко" - _______,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - _____.,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница им. В.Д. Бабенко" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского изделия контуров дыхательных одноразового использования (извещение N 0164200001923001660), и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (далее Уполномоченный орган) 17.05.2023 опубликовало на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0164200001923001660 на поставку медицинского изделия контуров дыхательных одноразового использования (далее - Аукцион).
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница им. В.Д. Бабенко".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 246 454,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 25.05.2023 07:00 часов.
ИП (заявка N8), не согласившись с основанием отклонения его заявки на участие в аукционе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные объяснения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 06.06.2023. После объявленного перерыва рассмотрение жалобы продолжилось 07.06.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев объяснения Заказчика, Уполномоченного органа, представленные материалы, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
ИП указывает, что аукционной комиссией было выбрано ненадлежащее основание для отклонения его заявки по п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с доводом заявителя и приходит к выводу о его обоснованности.
На основании ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 и 4 статьи 14 Законом о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Во исполнение ст. 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе, Постановление Правительства от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
В извещении Аукциона, Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N102.
На основании п. 2 Постановления N102 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
Согласно п. 3 Постановления N102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с требованиями части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023 заявка ИП отклонена на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе - в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. В заявке ИП отсутствовал документ, подтверждающий страну происхождения товара или копия этого документа, а именно: сертификат о происхождении товаров формы СТ-1, а также документ, подтверждающий процентную долю стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции - акт экспертизы, в связи с чем данная заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Вышеуказанное правовое основание для отклонения заявки подлежит применению только при отклонении заявок в случае установления Заказчиком запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. В данном аукционе такой запрет не установлен, Заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что на участие в данной закупке подано 8 заявок, 2 из которых комиссией по осуществлению закупок Заказчика признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Поскольку заявка ИП содержала предложение товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, но не содержала документов, предусмотренных п. 3 Постановлением N102, она была приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товаров иностранного происхождения и подлежала отклонению.
Следовательно, правовое основание для отклонения заявки заявителя, примененное комиссией по осуществлению закупок Заказчика, содержащееся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023, а именно п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, является ненадлежащим. В данном случае заявка ИП должна быть отклонена на основании п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным пунктами 1-3, 5-9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
Таким образом, ненадлежащее правовое основание в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023 N0164200001923001660 при отклонения заявки ИП влияет на права и законные интересы заявителя.
В действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика установлено нарушение части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя обоснованной.
2. Признать комиссию по осуществлению закупок государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" нарушившей требования части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовская областная клиническая больница имени В.Д. Бабенко" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
исп. Соловьева Н.А.,
тел. 8 (4752) 71-36-00, вн. 068-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 13 июня 2023 г. N 068/06/49-375/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023