Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова" - _
Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - _.,
индивидуального предпринимателя ... (Заявитель) - ...,
общества с ограниченной ответственностью "Андромеда" (Заинтересованное лицо) - ...,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя ... (далее также Заявитель) на действия Тамбовского областного государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова" при проведении электронного аукциона N 0164200001923001826 на поставку стерилизатора плазменного для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту "Строительство поликлиники для северной части г. Тамбова", и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и гоударственого заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) опубликовало 26.05.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона N 0164200001923001826 на поставку стерилизатора плазменного для муниципальных нужд городского округа - город Тамбов по объекту "Строительство поликлиники для северной части г. Тамбова" (далее Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 450 000 руб.
Заказчик - Тамбовское областного государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова".
На участие в Аукционе было подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 3%.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган, Заинтересованное лицо представили письменные пояснения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, довод Заявителя, письменные пояснения Заказчика, заслушав представителей Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель считает, что установленное заказчиком требование к материалу наружных боковых панелей и верхней крышки или кожуха стерилизатора - "нержавеющая сталь" является незаконным и ограничивающим участие в закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением Аукциона Заказчиком установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019).
Из пояснений Заказчика следует, что на момент подготовки извещения Аукциона, принятия к исполнению и дальнейшего размещения извещения Аукциона, КТРУ 32.50.12.000-00000009 не содержало характеристик товара, работы, услуги. Следовательно, Заказчик осуществил описание объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тамбовского УФАС России, изучив информацию, содержащуюся в КТРУ информацию, отмечает, что на момент размещения извещения по данной закупке обязательное применение позиции КТРУ 32.50.12.000-00000009 установлено с 18.03.2021. Однако, характеристики товара по указанной позиции КТРУ отсутствовали.
Согласно пункта 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ N 145, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В связи с тем, что на момент объявления извещения в ЕИС в КТРУ отсутствовали обязательные позиции для их применения, Заказчик при описании объекта закупки в соответствии со своей потребностью в товаре руководствовался требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, с установлением показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям. При этом указывая максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что, исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Таким образом, учитывая все материалы дела и пояснения сторон, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что потребность заказчика в оборудовании является объективной и обусловленной.
Установлено, что Заказчиком проведен анализ, и показатели установлены на основании изучения рынка товаров с указанием максимальных и минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться. В совокупности заданным значениям показателей соответствует 3 производителя предполагаемого к поставке оборудования (представлены коммерческие предложения на запрос цен N 0364300001323000015).
Кроме того, об отсутствия ограничений участия в закупке (в том числе по спорной позиции) свидетельствует факт подачи двух заявок, которые были признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении Аукциона. Установлено, что участники данного Аукциона предложили к поставке товары различных производителей, а именно: стерилизатор плазменный низкотемпературный DGM Z-150 (Китай) и стерилизатор плазменный (стерилизатор плазменный низкотемпературный) в исполнении PHS ПС-150 (производитель товара: АО "ТЗМОИ", Россия).
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.
2. По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе, поскольку в силу пункта 7 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878) Заказчик не имел законного права объединить в одну закупку продукцию, находящуюся в реестре и отсутствующую в нем.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запретов или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запретов или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В извещении Аукциона установлены ограничения в соответствии с Постановлением N 878.
В пункте 7 Постановления N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России установлено, что в рамках Аукциона необходимо поставить стерилизатор плазменный (код ОКПД2: 32.50.12.190 "Стерилизаторы хирургические или лабораторные прочие").
При этом Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении Аукциона установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 878, поскольку поставляемое оборудование входит в перечень к Постановлению N 878.
Кроме того, Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что нащельники не являются радиоэлектронной продукцией, в связи с чем положение пункта 7 Постановления N 878 не применяется.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией Тамбовского УФАС России необоснованным.
3. Заявитель указывает на нарушение Заказчиком положений пункта 3 Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н .
В соответствии со ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения).
В Приложение к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н включен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 32.5 (за исключением 32.50.9, медицинских масок из 32.50.50.190) в отношении "Инструменты и оборудование медицинские", в связи с чем, при осуществлении закупки стерилизатора плазменного соответствующего коду ОКПД2 - 32.50.12.190, Заказчик установил в извещении об осуществлении закупки условия допуска товара в соответствии с Приказом N 126н, а не установление такого условия нарушает требования п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложениях и не указанные в них.
Как установлено, Заказчиком помимо стерилизатора закупаются нащельники, которые в Приложениях к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н не указаны.
На основании изложенного Комиссия Тамбовского УФАС пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4. ст. 14 Закона о контрактной системе, так как предметом одного контракта включены товары, указанные в Приложениях Минфина России от 04.06.2018 N 126н и не указанные в них. Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Следовательно, данный довод является обоснованным.
При этом, по мнению Комиссии Тамбовского УФАС России, вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона. Подано две заявки, по результату торгов снижение составило 3%.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _. обоснованной в части довода 3, изложенного в настоящем решении.
2. Признать Тамбовское областное государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница имени Архиепископа Луки г. Тамбова" нарушившим ч.4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии |
|
Е.А. Гречишникова |
Члены комиссии |
|
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 июня 2023 г. N 068/06/42-378/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023