Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено 16 июня 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии: руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии представителей:
Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения культуры "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области"(далее - ТОГБУК"Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области", Заказчик) - Масальского М.С.,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - Чернышовой Е.О.,
ООО "Архитектурный центр "Югреставрация" (далее - Заявитель) - Ворониной Т.В.,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Архитектурный центр "Югреставрация" на действия ТОГБУК "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0164200001923001702 на выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и градостроительства), расположенных на территории г. Мичуринска Тамбовской области с прохождением государственной историко-культурной экспертизы и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 19.05.2023 опубликовало на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение N0164200001923001702 о проведении открытого конкурса в электронной формена выполнение работ по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и градостроительства), расположенных на территории г. Мичуринска Тамбовской области с прохождением государственной историко-культурной экспертизы (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 700 000,00 руб.
Заказчик -ТОГБУК "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области".
ООО "Архитектурный центр "Югреставрация", считая извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Рассмотрение жалобы назначено на 09.06.2023. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 13.06.2023.
Заказчик и Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы и пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки о предоставлении действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в то время как такие работы не являются самостоятельным предметом закупки, а лишь входят в перечень работ, которые необходимо выполнить в соответствии с условиями извещения.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Согласно п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закона о лицензировании) лицензированию подлежат, в том числе, геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории.
Согласно пп.н) п.1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Приложением к Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению исчерпывающим перечнем документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее:
"- Действующая лицензия или выписка из реестра лицензий на осуществление геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории, с наличием в составе работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: - Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории, выданную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности".
- Государственная историко-культурная экспертиза проводится экспертами, аттестованными в соответствии с Приказом Министерства культуры РФ от 26 августа 2010 г. N563 "Об утверждении Положения о порядке аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы".
Установлено, что работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав работ, являющихся объектом закупки и определённых техническим заданием. В таком случае Подрядчик вправе привлечь к выполнению таких работ субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. Указанное подтверждают п. 5.3.3 и 6.3 проекта контракта, в соответствии с которыми:
"5.3.3. Подрядчик вправе привлекать к выполнению настоящего Контракта субподрядчиков. Подрядчик несет ответственность за действия субподрядчиков, совершаемые ими в рамках выполнения Работ, как за свои собственные. Невыполнение субподрядчиками обязательств перед Подрядчиком не освобождает Подрядчика от выполнения условий настоящего Контракта".
"6.3. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности, входящие в состав Работ, выполняемых по Контракту (лицензирование, членство в саморегулируемых организациях, аккредитация и прочее), Подрядчик обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие, либо привлекаемых им субподрядчиков, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения Контракта. Указанные документы представляются Подрядчиком по требованию Заказчика".
На основании вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что требование к участникам закупки о предоставлении действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования) установлено Заказчиком в нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Архитектурный центр "Югреставрация" обоснованной.
2. Признать ТОГБУК "Центр по сохранению и использованию историко-культурного наследия Тамбовской области" по осуществлению закупки нарушившим ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок Заказчика, Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в суд, в арбитражный суд.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
К.Д. Трушинская
Исп. Трушинская К.Д.,
тел. 8 (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 июня 2023 г. N 068/06/48-385/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023