Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2023 года г. Ярославль
Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по проведению внеплановой документарной проверки (далее также - Инспекция) в составе: руководитель Инспекции - временно исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления Охинцева С. Н., члены Инспекции - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерофеева И.С., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Семенычева Е. К.,
с участием:
заявитель, индивидуальный предприниматель Шкляева Фаина Ливерьевна (далее также - ИП Шкляева Ф. Л.), участие в проведении проверки не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
заказчик - муниципальное учреждение "Родной город" городского поселения Ростов (далее также - МУ "РГ", заказчик), о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о проведении проверки в его отсутствие,
осуществив внеплановую документарную проверку соблюдения заказчиком, МУ "РГ", комиссией по осуществлению закупок заказчика, МУ "РГ", требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по сносу аварийного дома по адресу: Ярославская обл., г.п. Ростов, ул. Пролетарская, д. 66 (извещение N 0371300150223000003), в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказом Ярославского УФАС России от 06.06.2023 N 167/23,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступило обращение ИП Шкляевой Ф. Л., указывающее на наличие в действиях заказчика, МУ "РГ", нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по сносу аварийного дома по адресу: Ярославская обл., г.п. Ростов, ул. Пролетарская, д. 66 (извещение N 0371300150223000003).
В соответствии с указанным обращением заявитель просит Ярославское УФАС России:
1) отменить решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и включение подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков;
2) проверить правильность оформления закупки N 0371300150223000003 в связи с несоответствием заявленных объемов документации фактическим.
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Заказчиком в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 05.02.2023 размещено извещение N 0371300150223000003 об осуществлении закупки.
13.03.2023 по результатам данной закупки между МУ "РГ" и ИП Шкляевой Ф. Л. заключен контракт N 0371300150223000003 на выполнение работ по сносу аварийного дома по адресу: Ярославская обл., г. п. Ростов, ул. Пролетарская, д. 66 (далее также - контракт N 0371300150223000003 от 13.03.2023, контракт).
В связи с существенным, по мнению заказчика, нарушением подрядчиком условий заключенного контракта 21.04.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0371300150223000003 от 13.03.2023.
05.05.2023 заказчиком в Ярославское УФАС России направлено обращение о включении сведений об ИП Шкляевой Ф. Л. в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения данного обращения заказчика Ярославским УФАС России принято решение о включении сведений об ИП Шкляевой Ф. Л. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с неисполнением данным подрядчиком обязательств по контракту N 0371300150223000003 от 13.03.2023 (решение Ярославского УФАС России от 16 мая 2023 года по делу N 05-03/115П-23 (76-98 РНП)).
В отношении первого довода заявителя Инспекцией установлено следующее.
Вопросы компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в части ведения реестра недобросовестных поставщиков в единой информационной системе регламентированы статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Так, в силу части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.
Частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе), содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке.
Из изложенных норм следует, что вопросы признания одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным, а также вопросы обжалования включения информации об участнике закупки (поставщике, подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, а относятся к подведомственности судебных органов.
В отношении второго довода заявителя Инспекция отмечает следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (в форме электронного документа).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки; допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложениями к электронному документу "Описание объекта закупки", размещенному заказчиком в единой информационной системе в составе извещения об осуществлении закупки, являются:
- проектная документация (проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства жилого дома по адресу: Ярославская область, г. Ростов, ул. Пролетарская, д. 66);
- локальный сметный расчет (смета) на выполнение работ по сносу аварийного дома по адресу: Ярославская обл., г.п. Ростов, ул. Пролетарская, д. 66.
Проектная документация, размещенная в составе извещения о закупке, подготовлена ИП Мильто А. С. в рамках исполнения им обязательств по муниципальному контракту, заключенному по итогам иной закупочной процедуры, при этом нарушений законодательства о контрактной системе при проведении данной закупочной процедуры либо при исполнении заключенного по ее итогам контракта контролирующими органами не выявлялось.
Локальный сметный расчет (смета) подготовлен специалистами заказчика, при этом, как следует из пояснений заказчика, расчет объема работ производился заказчиком следующим образом.
В разделе 5.1 проектной документации указаны конструктивные характеристики объекта (Жилой дом (Лит А)):
Общие размеры дома в плане - 25,90 м х 11,42 м;
Высота до карниза -3,20 м.
Подлежащий сносу в рамках рассматриваемой закупки объект является полым, в связи с чем объемы работ были рассчитаны заказчиком по формуле:
V = Р х h, где
P - периметр (P= (a + b) х 2, где а - длина, b - ширина),
h - высота:
((25,90 + 11,42) х 2) х 3,20 = 238,848 238,85 (м).
Именно данное значение (238,85 м) указано заказчиком в качестве объема работ в локальном сметном расчете (смете).
Иных расчетов объема подлежащих выполнению в рамках рассматриваемого контракта работ (с документальным подтверждением обоснования таких расчетов) заявителем не представлено, в связи с чем произвести оценку правильности расчетов заявителя не представляется возможным.
Кроме того, Инспекция при принятии данного решении учитывает, что по состоянию на дату его принятия контракт по результатам рассматриваемой закупки заключен с заявителем (ИП Шкляевой Ф. Л.) и впоследствии расторгнут по инициативе заказчика в связи с его ненадлежащим исполнением подрядчиком; сведения о подрядчике включены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в реестр недобросовестных поставщиков, следовательно, избранный заявителем способ защиты права не приведет к восстановлению его прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, Ярославское УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящего заявления доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Ярославского УФАС России,
решила:
По итогам проведения внеплановой документарной проверки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по сносу аварийного дома по адресу: Ярославская обл., г.п. Ростов, ул. Пролетарская, д. 66 (извещение N 0371300150223000003) в действиях заказчика, муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов (ИНН 7609025607), комиссии по осуществлению закупок заказчика, муниципального учреждения "Родной город" городского поселения Ростов (ИНН 7609025607), нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: С. Н. Охинцева
Члены Инспекции: И. С. Ерофеева
Е. К. Семенычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 июня 2023 г. N 138П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023