Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 16 июня 2023 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - врио заместителя руководителя управления., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" (далее также - ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", общество) - обеспечило участие в рассмотрении сведений директора.;
заказчик - муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 84 с углубленным изучением английского языка" (далее также - МОУ "Средняя школа N 84", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении сведений представителя по доверенности. (до перерыва),
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МОУ "Средняя школа N 84" в отношении ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) проверку соблюдения заказчиком, МОУ "Средняя школа N 84", порядка расторжения контракта N 71 от 20.10.2020 на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт) (извещение N 0371300027820000396), заключенного с ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 08.06.2023 N 170/23,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик, МОУ "Средняя школа N 84", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 71 от 20.10.2020 на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт) (извещение N 0371300027820000396).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 08.09.2020 размещено извещение N 0371300027820000396 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт).
20.10.2020 заказчик МОУ "Средняя школа N 84" и ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" заключили контракт N 71 на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт) (далее - контракта N 71 от 20.10.2020, Контракт).
Пунктом 2.1 раздела 2 Контракта предусмотрено, что предметом настоящего Контракта является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления.
В силу пункта 3.1 Контракта срок выполнения работ, оказания услуг: с даты заключения контракта по 31.01.2028 г.
Срок достижения экономии - 7 лет (84 месяца) с момента реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (даты подписания Акта о выполнении работ по реализации мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности) (пункт 3.2 раздела 3 Контракта).
В силу пункта 3.3 раздела 3 Контракта промежуточные сроки выполнения энергосберегающих мероприятий установлены в приложении N 8 к настоящему Контракту.
Исходя из пункта 6.1 раздела 6 Контрактов перечень энергосберегающих мероприятий (Перечень мероприятий), которые должен осуществить Подрядчик, приведен в Приложении N 1 к настоящему Контракту.
После завершения Энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия) Подрядчик направляет Заказчику уведомление о завершении энергосберегающего мероприятия (этапа Энергосберегающего мероприятия) с указанием предполагаемой даты приемки энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия) и с приложением Акта приемки энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия). В случае невозможности Заказчика осуществить приемку в предложенную Подрядчиком дату Стороны согласуют новую дату приемки, которая должна быть не позднее 5 (пяти) календарных дней первоначальной даты приемки (пункт 6.4 раздела 6 Контрактов).
В соответствии с пунктом 6.5 раздела 6 Контрактов акт приемки энергосберегающего мероприятия (этапа Энергосберегающего мероприятия) подписывается Подрядчиком и Заказчиком в срок, не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты приемки энергосберегающего мероприятия (этапа Энергосберегающего мероприятия), при условии, что Энергосберегающее мероприятие осуществлено надлежащим образом. Приемка Энергосберегающих мероприятий может осуществляться поэтапно в соответствии с этапами монтажа оборудования, определенными Сторонами. При уклонении Заказчика от подписания Акта приемки энергосберегающего мероприятия и непредставлении им разногласий по Акты в сроки, указанные в настоящем пункте Договора, Акт приемки энергосберегающего мероприятия считается признанным сторонами.
В силу пункта 9.2 раздела 9 Контракта в целях проведения расчетов Подрядчик в течение 10 (Десяти) календарных дней, следующих за отчетным периодом, направляет Заказчику Акт о достигнутой доле экономии тепловой энергии, счет на оплату и промежуточный отчет, который должен содержать, в том числе, следующие сведения:
сведения о показаниях приборов учета и фактическом объеме потребления тепловой энергии за отчетный период;
сведения об изменениях значений факторов, влияющих на объем потребления тепловой энергии, в отчетный период в сравнении с аналогичным календарным периодом базового периода;
расчеты по приведению объемов потребляемой тепловой энергии базового периода к сопоставимым условиям отчетного периода;
расчет объема достигнутой доли экономии тепловой энергии в натуральном выражении;
расчет экономии расходов Заказчика на оплату тепловой энергии в стоимостном выражении;
расчет размера платежа по Контракту.
Срок предоставления указанных документов Заказчику может быть изменен с учетом условий, установленных для снятия показаний приборов учета в Контракте, заключенном Заказчиком с поставщиком тепловой энергии.
В случае, если окончание отчетного периода приходится на декабрь очередного календарного года, указанные документы предоставляются Подрядчиком не позднее 15 января следующего года.
Согласно пункту 10.6 раздела 10 Контрактов используемые при осуществлении энергосберегающих мероприятий материалы, изделия и оборудование должны быть новыми, не бывшими в употреблении, иметь необходимую маркировку, должны соответствовать требованиям по обеспечению безопасности жизни, здоровья, окружающей среды, а также должны быть соответствующим образом промаркированы и иметь сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество. Копии указанных документов должны прилагаться к Акту приемки энергосберегающего мероприятия.
Пунктом 4 Технического задания (приложение N 1 к Контрактам) установлен минимальный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих реализации на объекте заказчика.
В данный перечень входит следующие мероприятия:
4. Минимальный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих реализации на объекте заказчика
г. Ярославль, проезд Доброхотова, 8.
N |
Мероприятие |
Место проведения энергосберегающего мероприятия |
Срок выполнения |
1 |
Предпроектное обследование: (Работы, выполняемые на усмотрение Подрядчика в объеме, обеспечивающем возможность подготовки проектной документации и определения объема необходимых работ). |
Здание 1: (литер А) |
не позднее 2 (двух) месяцев с даты заключения контракта |
2 |
Разработка проектной документации на установку автоматической системы погодного регулирования потребления тепловой энергии. |
Здание 1: (литер А) |
не позднее 6 (шести) месяцев с даты заключения контракта |
3 |
Установка автоматической системы погодного регулирования потребления тепловой энергии с возможностью регулирования температуры в помещениях объекта энергосервиса по заданному алгоритму работы (снижение температуры внутреннего воздуха в нерабочее время, поддержание нормативной температуры в рабочее время). Оснащение узла регулирования должно позволять обеспечивать работу оборудования без постоянного присутствия обслуживающего персонала. |
Здание 1: (литер А) |
не позднее 12 (двенадцати) месяцев с даты заключения контракта |
4 |
Ограничение максимального (сверхнормативного) расхода теплоносителя на вводе в системе теплоснабжения здания, путем установки балансировочных клапанов. |
Здание 1: (литер А) |
не позднее 12 (двенадцати) месяцев с даты заключения контракта |
5 |
Утепление лежаков или трубопроводов отопления (в соответствии с результатами предпроектного обследования) |
Здание 1: (литер А) |
не позднее 12 (двенадцати) месяцев с даты заключения контракта |
Документом, подтверждающим выполнение со стороны подрядчика мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, а также передачу заказчику всех документов (проектной документации, сертификатов, технических паспортов и других документов, удостоверяющие качество установленного оборудования) является подписанный сторонами акт приемки энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия).
Проект акта приемки энергосберегающего мероприятия (этапа энергосберегающего мероприятия) является приложением N 6 к Контрактам:
АКТ
СДАЧИ-ПРИЕМКИ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
________________ "____" __________ 201__ г.
____________________________________________, именуемое в дальнейшем "Заказчик", (наименование
организации)
в лице _________________________________________________________________________ _____,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ___________________________________________________________,
(Устава, Положения, Доверенности)
с одной стороны, и ___________________________________________________________________,
(наименование организации)
именуемое в дальнейшем "Подрядчик", в лице _________________________________________,
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ___________________________________________________________,
(Устава, Положения, Доверенности)
с другой стороны, вместе именуемые "Стороны", составили настоящий Акт о нижеследующем:
1. В соответствии с государственным контрактом (гражданско-правовым договором) N ____ от "___"
__________ 20__ г. (далее - Контракт) Подрядчик выполнил обязательства по выполнению работ, а именно:
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
2. Фактическое качество выполненных работ соответствует (не соответствует) требованиям Контракта:
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
3. Вышеуказанные работы согласно Контракту должны быть выполнены не позднее "___" __________
20__ г., фактически выполнены "___" __________ 20__ г.
4. Недостатки выполненных работ выявлены/не выявлены
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
____________________________________________________________________ ____________
5. Результаты выполненных работ по Контракту:
Сдал: Подрядчик: |
Принял: ЗАКАЗЧИК: |
______________ /______________/ М.П. |
_______________ /______________/ М.П. |
В соответствии с пунктом 11.2.1 раздела 11 Контракта Заказчик обязан до даты заключения Контракта обеспечить соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения. В случае невыполнения Заказчиком указанных требований или норм Стороны действуют в соответствии с порядком, установленным в пункте 4.2 настоящего Контракта.
Исходя из пунктов 11.4.1, 11.4.5, 11.4.6 раздела 11 Контракта Подрядчик обязан:
- своевременно и надлежащим образом осуществлять энергосберегающие мероприятия в соответствии с условиями настоящего Контракта и требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечить достижение плановых показателей экономии тепловой энергии;
- обеспечивать надлежащие условия для осуществления Заказчиком текущей деятельности, соответствующие законодательству Российской Федерации, включая требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;
- уведомлять Заказчика о событиях и обстоятельствах, которые могут оказать негативное влияние на ход, качество, сроки осуществления энергосберегающих мероприятий, или на недостижение плановых показателей экономии тепловой энергии, а также в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, по мере выявления указанных обстоятельств.
В соответствии с пунктами 12.3 раздела 12 Контракта Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за допущенные в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий отступления от требований законодательства Российской Федерации, в том числе требований технических регламентов при осуществлении энергосберегающих мероприятий. В случае отступления от установленных законодательством Российской Федерации требования, Заказчик вправе потребовать устроения выявленных отступлений и нарушений, в том числе, если данное отступление и нарушение было выявлено после приемки соответствующего энергосберегающего мероприятия (мероприятий). Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за соблюдение установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энергоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок Объекта энергосервиса с учетом их функционального назначения при условии соблюдения поставщиками тепловой энергии определенных в заключенных с ними контрактам параметров в режимов энергоснабжения.
Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за последствия неисполнения ли ненадлежащего осуществления энергосберегающих мероприятий (отдельных этапов энергосберегающих мероприятий) третьими лицами.
Согласно подпункту 12.5.2 раздела 12 Контракта Подрядчик не несет ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по осуществлению энергосберегающих мероприятий по вине ресурсоснабжающих организаций, взаимодействие с которыми необходимо для реализации и (или) приемки соответствующих энергосберегающих мероприятий.
Приложением N 5 к Контракту установлено, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.), в течение отопительного периода в учебное время есть необходимость поддерживать температуру не ниже 20 °C (п.6.2). Во внеучебное время (выходные, праздничные дни, а также в ночное время) при отсутствии детей в помещениях общеобразовательной организации должна поддерживаться температура не ниже 15 °C (п.6.3).
Данный СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утратил силу с 01.01.2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1631, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28.
Взамен данному СанПин были введены в действия СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28, и СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2.
В соответствии с пунктом 2.7 СанПиН 2.4.3648-20 в помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.
Согласно пункту 98 СанПиН 1.2.3685-21 допустимые величины параметров микроклимата в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи изложены в таблице 5.34. При оценке допустимой температуры воздуха учитывают следующее:
- диапазоны допустимых значений температуры помещений приведены для холодного периода года;
- в теплый период года для всех типов помещений верхняя граница допустимой температуры воздуха может достигать не более 28 °C, нижняя граница идентична холодному периоду года;
- при отсутствии детей в помещениях должна поддерживаться температура не ниже 15 °C.
Таблица 5.34.
Наименование помещения |
Допустимая (температура воздуха (°C) |
Относительная влажность воздуха, % |
Скорость движения воздуха, м/с (не более) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Организации для детей до 7 лет | |||
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятий для детей до 3-х лет |
22 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Групповая (игровая), игровая комната (помещения), помещения для занятий для детей от 3-х до 7-ми лет |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Спальные |
19 - 21 |
40 - 60 |
0,1 |
Туалетные для детей до 3-х лет |
22 - 24 |
- |
0,1 |
Туалетные для детей от 3-х до 7-ми лет |
19 - 21 |
- |
0,1 |
Физкультурный зал |
19 - 21 |
40 - 60 |
0,1 |
Музыкальный зал |
19 - 21 |
40 - 60 |
0,1 |
Душевая (ванная комната) |
24 - 26 |
- |
0,1 |
Раздевальная в групповой ячейке |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Кабинет для индивидуальных занятий с детьми (логопед, психолог) и (или) кабинет для коррекционно-развивающих занятий с детьми |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Прогулочные веранды (не менее) |
12 |
- |
- |
Отапливаемые переходы (не менее) |
15 |
- |
0,1 |
Дошкольные группы, размещенные в жилых помещениях жилищного фонда |
21 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Организации для детей старше 7 лет и молодежи | |||
Жилые комнаты |
20 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Спальные помещения |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Помещения для отдыха и игр |
20 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Учебные помещения, кабинеты, аудитории |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Помещения, оборудованные индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером |
18 - 24 |
55 - 62 |
0,1 |
Мастерские, кабинеты кулинарии и домоводства в общеобразовательных организациях, ПОО, организациях дополнительного образования |
18 - 20 |
40 - 60 |
0,1 |
Помещение для самоподготовки |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Рекреации |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,15 |
Актовый (концертный) зал |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Столовая |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Спортивный зал |
18 - 20 |
40 - 60 |
0,1 |
Зал для занятий лечебной физической культурой |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Душевая (ванная комната) |
24 - 26 |
- |
0,1 |
Туалетная |
18 - 26 |
- |
0,1 |
Комната гигиены девочек |
18 - 26 |
- |
0,1 |
Помещение для стирки и сушки вещей, глажения и чистки одежды |
18 - 26 |
- |
0,1 |
Кабинет для индивидуальных занятий с детьми |
18 - 24 |
40 - 60 |
0,1 |
Гардероб, вестибюль |
18 - 24 |
- |
0,1 |
Таким образом, исходя из условия рассматриваемого Контракта ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" после заключения Контракта обязано своевременно и надлежащим образом осуществлять энергосберегающие мероприятия и обеспечить достижение плановых показателей экономии тепловой энергии с обеспечением соблюдения всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения.
Инспекцией Ярославского УФАС России установлено, что МОУ "Средняя школа N 84" инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 14.1 раздела 14 Контрактов контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, а также в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из пункта 14.9 раздела 14 Контрактов настоящий контракт может быть расторгнут и изменен в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
"Заказчик" вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, при условии оплаты "Подрядчику" фактически понесенных им расходов в следующих случаях:
- "Подрядчик" оказывает услуги, ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для "Заказчика" срок;
- "Подрядчик" не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, либо в ходе оказания услуг стало очевидно, что они не будут оказаны надлежащим образом в установленный контрактом срок (пункт 14.9.1 раздела 14 Контрактов).
Рассматриваемый контракт относится к договорам возмездного оказания услуг.
Согласно статье 783 Гражданского кодекса Российской (далее - ГК РФ) общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
23.05.2023 МОУ "Средняя школа N 84" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 71 от 20.10.2020 (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
23.05.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе, соответственно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 23.05.2023.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, по мнению заказчика, нарушения условий контракта подрядчиком не устранены, в связи с чем исходя из части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 05.06.2023.
Инспекцией Ярославского УФАС России определено, что заказчиком в основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта положены следующие фактические обстоятельства, а именно:
(1) исполнение суммы контракта в полном объеме (цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта, не подлежит изменению и установлена в размере 499 542, 99 рублей; в настоящий момент времени, учитывая, что срок выполнения работ, оказания услуг определен контрактом по 31.01.2028 г., цена контракта выбрана);
(2) сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество установленного оборудования не были переданы подрядчиком после выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
(3) окна, которые утеплены подрядчиком в рамках выполнения энергосберегающих мероприятий, не поддавались открытию;
(4) заказчиком в течение отопительных периодов 2022, 2023 г. выявлены нарушения подрядчиком температурного режима (зафиксированы температурные режимы ниже, предусмотренных вышеуказанными СанПиН) в помещениях учреждения (письма - претензии N 75 от 24.02.20222, N 76 от 25.02.2022, N 91 от 09.03.2022 N 105 от 15.03.2023, N 115 от 21.03.2022, N 143 от 31.03.2022, N 147 от 31.03.2022, N 149 от 05.04.2023, N 10 от 10.01.20253).
Относительно вышеизложенных фактических обстоятельств дела Инспекцией Ярославского УФАС России установлено следующее.
(1) Факт наступления исполнения суммы контракта в полном объеме рассматриваемый заказчиком в качестве основания для одностороннего расторжения контракта не может является таковым, поскольку не согласуется с положениями действующего законодательства и контракта.
Кроме того по аналогичной ситуации сложилась судебная практика, в соответствии с которой "Оценив толкование условий контракта по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции правомерно заключили, что контракт предусматривает непрерывность оказания услуг подрядчиком в течение всего срока действия контракта. Оплата Учреждением цены, указанной в пункте 8.1 контракта не освобождает его от обязанности уплатить Обществу вознаграждение, размер которого определяется при достижении плановой и дополнительной экономии энергетического ресурса. При ином толковании условий контракта N 71 от 20.10.2020 положительный экономический эффект от дополнительной экономии энергетического ресурса возникнет только у Учреждения, при этом расходы для достижения дополнительной экономии будут понесены Обществом, что повлечет нарушение баланса интересов сторон. Ссылка кассатора на статьи 34 и 95 Закона N 44-ФЗ отклоняется судом округа, так как особенности заключения энергосервисных контрактов, в том числе определение его цены, указаны в статье 108 главы 7 данного Закона." (постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 23.03.2023 по делу N А82-117/2022).
(2) Подрядчиком выполнены мероприятия по сдаче объекта в эксплуатацию (мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), копии документов (сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие качество установленного оборудования) переданы (21.01.2023, 10.03.2021) подрядчиком после выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности согласно актам сдачи-приемки выполненных работ по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; результаты выполненных работ были приняты учреждением; акты от 21.01.2021, 10.03.2021 составлен по форме, предусмотренной приложением N 6 к контракту.
В соответствии с данными актом заказчик подтвердил, что подрядчиком были выполнены следующие мероприятия по разработке проектной документации на установку автоматической системы погодного регулирования потребления тепловой энергии, установка автоматической системы погодного регулирования потребления тепловой энергии с возможностью регулирования температуры в помещениях объекта энергосервиса по заданному алгоритму работы (снижение температуры внутреннего воздуха в нерабочее время, поддержание нормативной температуры в рабочее время); ограничение максимального (сверхнормативного) расхода теплоносителя на вводе в системе теплоснабжения задания, путем установки балансировочных клапанов; оснащение узла учета и реагирования тепловой энергии системами централизованного контроля и управления в режиме реального времени, основанными на использовании современных методов и оборудования отправки, хранения и обработки данных. Оснований не доверять имеющимся в материалах дела документам не имеется, доказательств обратного заказчиком не представлено.
(3) Подрядчиком выполнены работы по утеплению оконных блоков, что согласуется с подписанным сторонами (со стороны заказчика 14.12.2020) актом сдачи-приемки выполненных работ по реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности от 10.12.2020, который содержит информацию, что экспертиза проведена и результаты исполнения соответствуют условиям контракта.
Таким образом, заказчик подтвердил, что подрядчиком было выполнено утепление оконных блоков надлежащим образом, недостатков выполненных работ не выявлено. Оснований не доверять имеющемуся в материалах дела акту сдачи-приемки выполненных работ не имеется, доказательств обратного заказчиком не представлено.
(4) Подрядчик информировал (письма N 171 от 25.02.2022, N 244 от 15.03.2023, N 256 от 16.03.2023, N 279 от 18.03.2023, N 297 от 22.03.2022, N 311 от 24.03.2023, N 328 от 25.03.2022, N 336 от 26.03.2023, N 345 от 27.03.2022, N 370 от 28.03.2022, N 384 от 29.03.2022, N 393 от 30.03.2022, N 405 от 31.03.2022, N 424 от 04.04.2022, N 22 от 10.01.2023) заказчика о том, что некомфортный температурный режим в помещении учреждения вызван: нарушением заказчиком содержания и обслуживания объекта энергосервиса; нарушением параметров качества поставляемого теплоносителя со стороны ресурсоснабжающей организации; направленная информация относительно нарушения температурного режима не соответствует действительности.
Обществом, несмотря на очевидные, по мнению последнего, проблемы во внутренних системах теплопотребления заказчика, нарушениях содержания объекта энергосервиса и ряд других нарушений (проблем), осуществлялись действия направленные на внесения изменений в режим работы системы автоматического погодного регулирования для повышения внутренней температуры воздуха в здании школы.
Кроме того, временные периоды нарушений существенных условий контракта, указанные заказчиком в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (с января по апрель 2022 года, январь 2023 года), сопровождаются длительными временными периодами, при которых вменяемые заказчиком нарушения температурного режима отсутствовали (с октября 2022 года по декабрь 2022 года, с февраля по апрель 2023 года), что подтверждается отсутствием претензий в адрес общества.
Следовательно, поведение ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" ориентировано на пресечение нарушений существенных условий контракта, принятию мер, способствующих надлежащему исполнению такого контракта.
Учитывая вышеизложенное, Инспекцией Ярославского УФАС России делается вывод, что со стороны подрядчика предприняты меры для урегулирования сложившейся ситуации (как указывалось выше, подрядчиком для соблюдения температурного режима совершались действия по регулированию режима работы системы автоматического погодного регулирования, после проведения которых внутренняя температура воздуха в помещениях учреждения повышалась (данный факт заказчиком на заседании не отрицался), с целью надлежащего исполнение контракта и недопущению нарушений; иные обстоятельства своего подтверждения не находят.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела Инспекция не располагает безусловными и неопровержимыми доказательствами недобросовестного поведения со стороны подрядчика.
01.06.2023 ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" в ответ на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта направило последнему мотивированный отзыв об отсутствии обоснованных доводов для принятия решение об одностороннем отказе и просило заказчика отменить не вступившее в силу решение от 23.05.2023.
Заказчик не отменил принятое 23.05.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 71 от 20.10.2020.
Частью 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопроса, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Проанализировав документы, представленные в материалы дела, Инспекцией Ярославского УФАС России установлено, что между МОУ "Средняя школа N 84" и ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" имеются разногласия относительно выполнения мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт) по контракту N 71 от 20.10.2020, которые по своей природе являются гражданско-правовым спором.
Инспекция Ярославского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание подрядчика недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения подрядчика аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Оценивая приведенные выше действия ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", Комиссия Ярославского УФАС России полагает, что эти действия направлены на действительное урегулирование возникших с заказчиком разногласий относительно выполнения мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт) в соответствии с условиями контракта N 71 от 20.10.2020, что, соответственно, свидетельствует о намерении общества исполнить рассматриваемый контракт.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско - правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений об таком обществе в реестр недобросовестных поставщиков, а доказательств наличия в действиях подрядчика признаков недобросовестности на стадии исполнения спорного контракта заявителем не представлено.
(данная позиция находит свое подтверждение в определении Верховного суда Российской Федерации от 25.10.2021 N 306-ЭС21-19470).
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно частям 1-2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие, которое предполагает недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Резюмируя вышеизложенное, у Инспекции Ярославского УФАС России, учитывая положения принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и модель поведения подрядчика, отсутствуют необходимые и достаточные основания для включения сведений об ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поскольку, фактические обстоятельства дела и представленные заказчиком доказательства однозначно не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны подрядчика.
Факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 71 от 20.10.2020 имел место быть и надлежащим образом зафиксирован (антимонопольный орган не разрешал гражданско-правовой спор хозяйствующих субъектов по существу).
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МОУ "Средняя школа N 84", порядка расторжения контракта N 71 от 20.10.2020 на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт) (извещение N 0371300027820000396), заключенного с ООО "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном исполнителе для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные заказчиком, муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 84 с углубленным изучением английского языка" (ИНН 7603019491, ОГРН 1027600622939), в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" (ИНН 7606112298, ОГРН 1177627005930) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 84", порядка расторжения контракта N 71 от 20.10.2020 на выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем отопления (энергосервисный контракт) (извещение N 0371300027820000396), заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным общеобразовательным учреждением "Средняя школа N 84", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об обществе с ограниченной ответственностью "ТЕПЛОЭНЕРГОСЕРВИС" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 июня 2023 г. N 05-03/139П-23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023