Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России),
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Лидер" на действия Заказчика - Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу при проведении открытого конкурса в электронной форме на оценочные работы на вольфрамовое и сопутствующее оруденение в пределах участка Гетканчик (Амурская область) (извещение N 0122100000923000006) (далее - открытый конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ):
- несоответствие в части оплаты выполненных работ;
- несоответствие технического задания и проекта государственного контракта в части требований к информационным геологическим отчетам;
- не определен порядок взаимодействия Подрядчика с организацией осуществляющей контроль за качеством и ходом проведения работ;
- избыточное требование в части еженедельного представления справки о результатах выполнения работ;
- отсутствует описание возможных осложнений геологического или технического характера, которые могут возникнуть;
- отсутствует указание на нормативно-правовой акт, которым определяется объем полномочий Заказчика в части представления возражений относительно содержания проектной документации;
- отсутствует описание различий между периодом и этапом исполнения контракта;
- порядок оценки установлен с нарушением требований законодательства.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения.
Огласив жалобу, заслушав пояснения стороны, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно части 4 статьи 42 Закона N44-ФЗ Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней.
Представителем Заказчика на заседание Комиссии Приморского УФАС России предоставлены пояснения и документы, из которых следует, что решением Заказчика от 22.05.2023 г. были внесены изменения в указанное Извещение в части суммы контракта для этапа N 1.
Согласно изменениям, внесенным в Извещение и размещенным в Единой информационной системе (далее - ЕИС) от 22.05.2023 г. сумма контракта для этапа N 1 установлена в размере 29 000 000 (двадцать девять миллионов) исключительно для 2023 года.
При таких обстоятельствах, на момент рассмотрения жалобы предмет спора в отношении довода в части выявленного несоответствия в отношении оплаты выполненных работ между Заявителем и Заказчиком отсутствует.
В отношении довода в части наличия противоречащих положений в проекте Контракта и Технического (геологического) задания в отношении формы и содержания информационного геологического отчета установлено следующее.
В соответствии с п. 2.13 проекта контракта информационный геологический отчет представляет собой составленную в свободной форме пояснительную записку, содержащую детализированные сведения об объеме и результате выполненных работ.
При этом, в п. 3.2 Технического (геологического) задания приводится перечень детализированных сведений об объеме и результате выполненных работ, отражение которых необходимо в информационном геологическом отчете.
Согласно пояснениям Заказчика, указанные в жалобе Заявителя детальные требования к информационным геологическим отчетам, в том числе текст отчета, графические приложения должны быть приложены, какая первичная геологическая документация должна присутствовать относятся к детализированным сведениям, указанным в п. 2.13 проекта Государственного контракта и не влияют на форму составления указанного отчета.
Комиссия Приморского УФАС России, рассмотрев вышеуказанные документы приходит к выводу об отсутствии разночтений между проектом контракта и техническим (геологическим) заданием разночтений.
Согласно части 1 статьи 101 Закона N44-ФЗ, заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N44-ФЗ, законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и к отношениям, возникающим после заключения Государственного контракта будут применяться, в том числе, общие положения о подряде.
Так, согласно п. 1 ст. 715 ГК РФ, заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
При этом, ни Закон N44-ФЗ, ни ГК РФ не запрещают заказчику передавать свои полномочия в части осуществления контроля за выполняемыми работами третьим лицам.
Между тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, Комиссия считает указанный довод жалобы Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
В отношении довода в части необходимости предоставлять еженедельную отчетность о результатах выполненных работ установлено следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Закона N44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта.
При этом Закон N44-ФЗ не устанавливает требований к форме, содержанию и срокам предоставления такой информации, в связи с чем Заказчик вправе по своему усмотрению установить такие требования в проекте Контракта.
Согласно пояснениям Заказчика, указанная обязанность Подрядчика установлена в связи с необходимостью оперативного контроля за ходом выполнения работ для возможности своевременного принятия решений по исполнению Контракта.
При этом, доказательств того, что еженедельная отчетность ограничивает число участников и/или не может быть выполнена в рамках исполнения контракта ООО "Лидер" не представлено.
На основании изложенного Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода.
Согласно доводам жалобы, Заявитель полагает, что в проекте Контракта отсутствует детализация осложнений геологического или технического характера.
В соответствии с абз. 2 п. 4.5 проекта Контракта при возникновении осложнения геологического или технического характера, Подрядчик обязан незамедлительно уведомить представителей организации-супервайзера и Заказчика, согласовать с представителем организации-супервайзером выполнение неотложных мероприятий по устранению осложнений, а также приостановить выполнение работ до получения указаний от Заказчика.
Согласно пояснениям Заказчика, под осложнениями геологического или технического характера исходя из Правил проектирования, а также в соответствии со сложившейся практикой проведения геологоразведочных работ под геологическим осложнением понимаются процессы, которые могут негативно отразиться на результатах проведения работ, например, привести к заклиниванию бурового снаряда, поглощению бурового раствора и т.п., возникающие из-за особенностей геологического строения (геологические условия).
Под осложнениями технического характера понимаются не связанные с геологическим строением (геологическими условиями) процессы, возникшие в результате неверных действий работников (например, буровой бригады), проблемами с техникой и т.п.
Указанные формулировки используются профессиональными участниками рынка геологоразведочных работ в ходе выполняемых работ, в том числе в рамках исполнения Государственных контрактов на схожие работы.
При этом на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ, жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Между тем, жалоба ООО "Лидер" не содержит доводов о нарушении субъектами контроля положений Закона N 44-ФЗ в части необходимости указания на нормативно-правовой акт, которым определяется объем полномочий Заказчика в части представления возражений относительно содержания проектной документации.
Согласно пункту 3.1 Контракта работы по настоящему Контракту выполняются поэтапно в соответствии с Календарным планом выполнения работ и Техническим геологическим заданием. По соглашению Сторон Календарный план выполнения работ может составляться на каждый календарный год.
Извещением о проведении закупки определены этапы исполнения контракта.
В соответствии с положениями Технического (геологического) задания под периодами понимаются:
- срок с даты заключения Государственного контракта и до 31.12.2023;
-с 01.01.2024 по 31.12.2024;
-с 01.01.2025 по 05.12.2025.
Указанные периоды определяют состав работ по геологическому изучению недр, выполняемых в соответствующем году.
При этом, Закон N44-ФЗ не ограничивает Заказчика в установлении дополнительных временных периодов, необходимых для взаимодействия Заказчика и Подрядчика в ходе выполнения работ.
В свою очередь, ООО "Лидер" не указано доводов, свидетельствующих о наличии противоречий и/или нарушений в действиях Заказчика при установлении периодов и этапов при исполнении контракта.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должны содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона N44-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок).
В силу п. 2 Положения об оценке заявок, под оценкой заявок понимаются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Положениями Порядка оценки предусмотрены, в том числе детализирующие показатели оценки "общая цена исполненных участником закупки договоров" и "общее количество исполненных участником закупки договоров".
В соответствии с пп. "б" п. 28 Постановления N 2604, оценка заявок по детализирующим показателям, указанным выше осуществляется в порядке, установленном п. 20 и п. 21 Постановления N 2604.
Согласно п. 21 Постановления N 2604 если установлены предусмотренные п. 20 Постановления N 2604 предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с п. 20 Постановления N 2604 присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит Заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, спорные показатели и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Кроме того, Заявителем не указано, каким образом предельное максимальное значение характеристики аналогичное начальной (максимальной) цены контракта влечет ограничение конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер" на действия Заказчика - Департамент по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу при проведении открытого конкурса в электронной форме на оценочные работы на вольфрамовое и сопутствующее оруденение в пределах участка Гетканчик (Амурская область) (извещение N 0122100000923000006) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 июня 2023 г. N 025/06/48-712/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023