Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*,
*,
*,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Михайловского муниципального образования - *, *,
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *, *,
- заявителя в лице ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой" - *,
- слушателя в лице *,
рассмотрев жалобу ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой" (вх. N 12058-ЭП/23 от 02.06.2023 г.) о нарушении закупочной комиссией при осуществлении процедуры электронного аукциона на осуществление строительного контроля (технического надзора) за объектом: "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района" (извещение N 0162200011823001153), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой" (вх. N 12058-ЭП/23 от 02.06.2023 г.) о нарушении закупочной комиссией при осуществлении процедуры электронного аукциона на осуществление строительного контроля (технического надзора) за объектом: "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района" (извещение N 0162200011823001153), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заявка общества неправомерно, по его мнению, была отклонена закупочной комиссией от участия в данной закупочной процедуре по причине несоответствия требованиям, установленных извещением электронного аукциона.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.05.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011823001153 на осуществление строительного контроля (технического надзора) за объектом: "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 304 600,00 рублей.
01.06.2023 г. закупочной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, по ее итогам составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 г. N ИЭА1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом заявка участника закупки с идентификационным номером 114321288 (ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой") была отклонена от участия в закупке на основании:
"На основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ: Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке, а именно:
Подав заявку на участие в закупке, участник закупки согласился на осуществление строительного контроля (технического надзора) за объектом: "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района" на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки N 0162200011823001153, и в соответствии с заявкой участника закупки на участие в закупке.
При этом участник закупки осуществляет строительство самого объекта "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района" согласно заключенному контракту от 05.05.2023 N 0734 (реестровый номер контракта 3664601148823000004), размещенному в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.
В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Из смысла указанных норм следует, что если строительство осуществляется на основании договора, то строительный контроль должен осуществляться как лицом, непосредственно осуществляющим строительство - подрядчиком (строительный контроль подрядчика), так и заказчиком (строительный контроль заказчика).
Таким образом, при размещении закупки на строительные работы осуществление строительного контроля является обязанностью обеих сторон договора подряда - застройщика (заказчика) и подрядчика. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу - профессиональному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В пункте 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства"(далее - Положение) установлено, что строительный контроль проводится подрядчиком, то есть лицом, осуществляющим строительство, заказчиком либо организацией, привлеченной заказчиком по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Исходя из пунктов 5 и 6 Положения следует, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, и строительный контроль, осуществляемый заказчиком, содержательно отличаются и не могут осуществляться одним лицом, поскольку обратное нивелирует цели и задачи строительного контроля заказчика.
На основании вышеизложенного, а также принимая во внимание позицию указанную в Постановлении Арбитражного Суда Уральского Округа от 21 июня 2021 г. N Ф09-4500/21 по аналогичным вопросам, члены комиссии приняли решение об отклонении заявки участника закупки."
Возражая относительно указанного решения закупочной комиссии, заявитель в своей жалобе указывает на тот факт, что заявка участника закупки ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой" неправомерно была отклонена от участия в казанной закупочной процедуре, при этом, по мнению заявителя, закупочная комиссия в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сослалась на положение актов, не относящихся к законодательству Российской Федерации в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является "Осуществление строительного контроля (технического надзора) за объектом: "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района".
Вместе с тем, процедура торгов по своей правовой природе является публичной офертой, которая в соответствии с ч. 1 ст. 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) представляет собой предложение, которое должно быть достаточно определенным и содержать существенные условия договора, определяемые в том числе закупочной документацией.
Размещение на официальном сайте извещения электронного аукциона является публичной офертой в соответствии с ч. 2 ст. 437 ГК РФ, акцепт которой образует договор и порождает обязанность его исполнить. Заявка на участие в закупочной процедуре рассматривается в качестве акцепта оферты.
Согласно ч. 1 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. При этом акцепт должен быть полным и безоговорочным.
Ввиду чего, подавая заявку на участие в закупке, ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой" согласился со всеми условиями, установленными в извещении электронного аукциона.
Исходя из ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Частью 8 ст. 53 ГрК РФ установлено, что Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (вместе с "Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства") (далее - постановление Правительства РФ N 468).
Согласно п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468, предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468, Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
В пунктах 5, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468, закреплены функции по осуществлению строительного контроля, осуществляемого подрядчиком и заказчиком соответственно.
В частности, согласно подпункту "а" п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 468, именно заказчик в ходе проведения строительного контроля проверяет полноту и соблюдение сроков выполнения подрядчиком входного контроля, а также достоверность документирования его результатов. Таким образом, подрядчику (генеральному подрядчику) по договору строительного подряда не могут быть переданы функции заказчика по контролю за строительством.
Так, согласно п. 1 ст. 748 ГК РФ заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Таким образом, заказчик обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда.
Аналогичные выводы содержатся и в письме Минстроя России от 20 декабря 2018 года "По вопросам строительного контроля" о том, что обязанностью подрядчика является осуществление непосредственно строительного контроля, а обязанностью заказчика является осуществление строительного контроля с учетом проведения соответствующих контрольных мероприятий в отношении работы подрядчика.
Эти данные свидетельствуют о том, что соответствующие контрольные мероприятия, выполняемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут быть проведены самим подрядчиком, поскольку достоверно засвидетельствовать факт надлежащего выполнения работ, их соответствие установленным требованиям может только независимое и незаинтересованное в сдаче работ лицо.
Данная позиция также отражена в Определении Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2023 N 51-УДП23-1-К8.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что участник закупки (ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой") осуществляет строительство самого объекта "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района" согласно заключенному контракту от 05.05.2023 N 0734 (реестровый номер контракта 3664601148823000004).
В соответствии с пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия, изучив имеющуюся информацию, выслушав позиции сторон, приходит к выводу, что решение о признании заявки участника закупки с идентификационным номером 114321288 (ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой") несоответствующей требованиям извещения N 0162200011823001153, Закона о контрактной системе по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов электронного аукциона, закупочной комиссией было принято правомерно, так как участник закупки, подавая заявку на участие в закупочной процедуре конклюдентно согласился с установленными заказчиком требованиями и условиями выполнения обязательств по контракту, однако поскольку ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой" осуществляет строительство самого рассматриваемого объекта, то участник закупки не имел правовых оснований для осуществление строительного контроля (технического надзора) за объектом: "Газоснабжение пос. Михайловский завод, Нижнесергинского района".
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО Строительная компания "УниверсалСпецСтрой" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Михайловского муниципального образования, уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Администрации Михайловского муниципального образования, уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 июня 2023 г. N 066/06/106-2022/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023