Резолютивная часть решения оглашена 13 июня 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Воробьева Александра Валерьевича (далее - ИП Воробьев А.В., заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона "23-100824Э Устройство травмобезопасного покрытия на спортивной зоне по адресу: г. Челябинск, ул. Коммунистическая, 8" (извещение N 0169300000123000812) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителя Муниципальное бюджетное учреждение "Спортивный город" города Челябинска (далее - Учреждение, Заказчик): Бильман М.С., действующей на основании доверенности б/н от 09.06.2023;
- представителя Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган): и.о. начальника Блиновой О.В., действующей на основании приказа от 29.05.2023 N 75/к; Антроповой С.Н., действующей на основании доверенности N 00БП-000003 от 30.01.2023; Красиной Н.А., действующей на основании доверенности N 00БП-000009 от 22.12.2022;
- в отсутствии представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ИП Воробьева А.В. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона "23-100824Э Устройство травмобезопасного покрытия на спортивной зоне по адресу: г. Челябинск, ул. Коммунистическая, 8" (извещение N 0169300000123000812) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.05.2023 в 16:55.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по устройству травмобезопасного покрытия на спортивной зоне по адресу: г. Челябинск, ул. Коммунистическая, 8" составляет 4 518 244,50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.06.2023 09:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300000123000812 от 08.06.2023 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем, которая признана несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению Заявителя, неправомерно установлены Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление), в соответствии с пунктом 15 указанного Приложения, предусматривающего наличие опыта выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений, в то время, как объектом закупки является выполнение работ по благоустройству территории.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы, в которых указал следующее.
При подготовке аукциона Заказчик получил заключение от Муниципального казенного учреждения "Челябстройзаказчик" на проверку расценок по данному объекту (Приложение N 1). Далее, инженерной службой МБУ "Спортивный город" города Челябинска также сформировано заключение об определении вида работ. Предметом закупки является: выполнение работ по текущему ремонту (Приложение N 2).
В этой связи, в извещении об осуществлении закупки установлены требования к участникам закупки согласно позиции 15 раздела 2 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений, либо опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом, как отмечает Заказчик, согласно пункту 3 Постановления N 2571, позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона предметом закупки является выполнение работ по текущему ремонту объекта "Устройство травмобезопасного покрытия на спортивной зоне по адресу: г. Челябинск, ул. Коммунистическая, 8". Начальная (максимальная) цена контракта аукциона составляет - 4 518 244,50 рублей.
Заказчик также отмечает, что, в силу пункта 36 статьи 1 ГрК РФ, благоустройство территории - это деятельность, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории городского округа, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Содержание объекта благоустройства - это обеспечение чистоты, поддержание в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
Вместе тем, текущий ремонт проводится с целью восстановления исправности (работоспособности) объекта ремонта, а также поддержания его эксплуатационных показателей.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает, что требования, предъявляемые в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, к участникам закупки, о наличии опыта выполнения работ по текущему или капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые, являются работами по текущему ремонту покрытия на спортивной зоне, также, как и требования к документам, подтверждающим наличие указанного опыта, установлены в извещении об осуществлении закупки правомерно.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика, дополнительно указал следующее.
Заказчик свою потребность определили, как выполнение работ по текущему ремонту спортивной зоны, а именно устройство травмобезопасного покрытия по адресу: г. Челябинск, ул. Коммунистическая, 8.
Согласно пункту 17 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивное сооружение представляет собой инженерно-строительный объект, предназначенный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.
Согласно пункту 3.8 ГОСТ Р 52024-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования" к физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям относятся здания, сооружения, оборудованные площадки и помещения, оснащенные специальными техническими средствами и предназначенные для физкультурно-оздоровительных, спортивных услуг, спортивно-зрелищных мероприятий, а также для организации физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Исходя из пункта 3.26 Свода правил СП 332.1325800.2017 плоскостное спортивное сооружение - это объект спорта с полем (площадкой) открытого типа в составе для проведения спортивных мероприятий по различным видам спорта.
Вместе с тем, спортивные сооружения отличаются большим разнообразием форм и размеров, что связано прежде всего с конкретными видами физкультурно- спортивных занятий.
Следовательно, оборудованная площадка для занятия спортом относится к сооружению и Заказчиком правомерно установлено требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ по пункту 15 Постановления N 2571.
Также Уполномоченный орган отмечает, что в силу пункта 1.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минстроя России от 29.12.2021 N 1042/пр (далее - Методические рекомендации), они разработаны в целях оказания методического содействия органам местного самоуправления, ответственным за реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", паспорт которого утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21.12.2018 N 3, при разработке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правил благоустройства территории городского или сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Следовательно, Методические рекомендации не являются обязательными для применения, носят рекомендательный характер и используются органами местного самоуправления при разработке правил благоустройства муниципального образования.
С учетом изложенного, Уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом "н" пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Дополнительных требований подтверждением наличия опыта по выполнению работ по текущему ремонту зданий, сооружений, является наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 8 статьи 55.4 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
Согласно пункту 36 статьи 1 ГрК РФ благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно Приложению N 7 "Перечень работ, относящихся к текущему ремонту" к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" к текущему ремонту относится ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Описанием объекта закупки (Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что предметом контракта является проведение текущего ремонта спортивной зоны (устройство травмобезопасного покрытия).
В соответствии с Описанием объекта закупки (Техническое задание, Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) в объем работ по контракту входят, в том числе:
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня;
- устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песчано-гравийной смеси, дресвы;
- устройство покрытий спортивных и детских площадок из плиток на основе резиновой крошки: на соединительные элементы;
- разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,4 (0,35-0,45) м3, группа грунтов 2;
- установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий;
- устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками второго типоразмера, толщина слоя 4 см.
Следует отметить, что законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика самостоятельно определять объект закупки, при условии, что формирование потребности заказчиком не входит в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдены требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
С учетом изложенного, указанные в Техническом задании работы могут быть отнесены к работам по текущему ремонту объекта капитального строительства.
Кроме того, заключением N 656 от 18.05.2023 на проверку расценок по данному объекту, выданному Заказчику МКУ "Челябстройзаказчик", также, как и заключением об определении вида работ инженерной службы Заказчика, подтверждено, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту.
Доказательств того, что указанные в Техническом задании работы являются не работами по текущему ремонту объекта капитального строительства - спортивного сооружения, а работами по благоустройству территории, Заявителем в составе жалобы не представлены.
С учетом изложенного, установление в извещении о проведении закупки Дополнительных требований по пункту 15 Приложения к Постановлению N 2571, предусматривающих наличие опыта выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений, не противоречит пункту 12 части 1 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, Постановлению N 2571.
Доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Воробьева А.В. на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона "23-100824Э Устройство травмобезопасного покрытия на спортивной зоне по адресу: г. Челябинск, ул. Коммунистическая, 8" (извещение N 0169300000123000812) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 июня 2023 г. N 074/06/105-1339/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023