Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2023
В полном объеме решение изготовлено 15.06.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П., при участии в дистанционном режиме:
- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Радецкой Н.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2023,
- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Дмитриевской Е.С., действующего на основании доверенности от 15.03.2023;
- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Антонова И.В., действующего на основании Распоряжения N 22-р от 20.01.2020,
- представителя МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" Шагеевой О.А., действующего на основании доверенности N 4 от 01.02.2023;
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 05.06.2023 поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на реконструкцию проспекта Коммунистический (от проспекта Победы до проспекта Ильича) г. Копейск Челябинской области (извещение N 0869600056223000219) (далее - конкурс).
Согласно представленным документам 19.05.2023 МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" объявила о проведении конкурса.
Заказчиком выступило Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Городская служба заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта - 272 956 940, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 05.06.2023.
На момент рассмотрения жалобы ИП Тожибаева З.П. контракт не заключен.
В жалобе указано, что в порядке оценки заявок заказчиком не установлены требования к сопоставимости предмета контракта, который подтверждает наличие опыта выполнения работ для оценки заявки по критерию квалификация участника закупки, а также указаны формулы для оценки критерия цены контракта не в актуальной редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Представители заказчика и уполномоченного органа представили письменные пояснения и указали, что под сопоставимостью с предметом заключаемого контракта подразумеваются контракты на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильной дороги по аналогии с требованиями, установленными по позиции 17 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. Кроме того, указанные в порядке оценки заявок формулы, по которым производится расчет по критерию цена контракта, установлены ошибочно.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки: квалификация участников закупки.
В пункте 8 раздела I Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения:
- применяются детализирующие показатели;
- в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
- оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В подпункте "в" пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, следующий показатель оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Подпунктами "в-е" пункта 28 раздела V Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, в порядке оценки должны быть установлены следующие параметры оценки:
- предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
- к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Таким образом, перечень требований к содержанию показателя критерия оценки заявки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" является исчерпывающим, в связи с чем при формировании извещения о закупке заказчик обязан указать требования к порядку оценки, предусмотренному Положением.
Так, в порядке оценки заказчик в том числе обязан определить предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом критерии сопоставимости устанавливаются заказчиком самостоятельно с учетом особенностей предмета закупки.
Как установлено при рассмотрении жалобы в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок), являющегося приложением N 3 к извещению о закупке, заказчик указал по детализирующим показателям "общая цена исполненных участником закупки договоров", "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров": предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя.
Таким образом, в порядке оценки не указано какие именно договоры с точки зрения предмета контракта (вида работ, вида объекта капитального строительства) являются сопоставимыми с предметом закупки, что противоречит абзацу 2 подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения, пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Доводы заказчика, согласно которым под сопоставимостью заказчик подразумевает контракты, которые подтверждают опыт выполнения работ в соответствии с позицией 17 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги), не могут быть приняты во внимание, так как данный нормативный правовой акт определяет порядок установления обязательных дополнительных требований к участнику закупки, а не порядок оценки заявок, которой установлен отдельным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
При этом, Комиссия обращает внимание, что единственный участник закупки в подтверждение наличия опыта выполнения работ сопоставимого характера представил 72 контракта, при этом предметами контрактов являются опыт, в том числе по ремонту, содержанию автомобильных дорог, по капитальному ремонту трамвайных путей, по комплексному развитию территории, что в итоге при имеющемся порядке оценки заявок не позволяет сделать вывод, какие из представленных контрактов сопоставимы с предметом закупки, что могло привести к невозможности объективной оценке заявок по указанному критерию.
Кроме того, в нарушение подпункта "б" пункта 9, подпункта "а" пункта 10 раздела 2 Положения заказчиком не учтены формулы для оценки заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", что не отрицается представителями заказчика.
Принимая во внимание, что по результатам конкурса определен единственный участник закупки, в силу пункта 3 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе оценка заявок участников закупки не осуществляется, в связи с чем порядок оценки заявок, установленный в конкурсной документации, не повлиял на возможность участника закупки принять участие в конкурсе, а также на определение победителя конкурса.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения абзаца 2 подпункта "в" пункта 28 раздела V, подпункта "б" пункта 9, подпункта "а" пункта 10 раздела 2 Положения, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 июня 2023 г. N 074/06/106-1347/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023