Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Казакова В.Г. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" - Панковой З.В. (доверенность N5 от 09.01.2023 г.), Насибуллина И.Р. (доверенность N8 от 09.01.2023 г.), в присутствии заявителя ООО "Дар" - Кукушкиной А.С. (доверенность от 05.06.2023 г.), Хасанзянова М.Н. (доверенность) рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Дар" (вх. N5700/ж от 05.06.2023 г.) на действия заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" при проведении закупки (открытый конкурс) N 0311100007223000036 на предмет: Расчистка полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола, Республика Марий Эл",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100007223000036 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 10.05.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 183 000 000,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
1) Относительно довода заявителя жалобы, о применении заказчиком ненадлежащей формулы, при оценке заявок по неценовому критерию.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участи ев закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Пунктом 26 Положения установлено, что оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
Б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
Приложением N5 к извещению об осуществлении закупки заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком установлен показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, детализирующий показатель оценки - общая цена исполненных участником закупки договоров.
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки" (БХi), рассчитывается по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Согласно доводам заявителя, установленный заказчиком порядок оценки заявок по неценовому критерию, не соответствует нормам действующего законодательства и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта. Так, в указанном случае, участником закупки может быть приложено неограниченное количество контрактов с неограниченной суммой, что приведет к тому, что наибольшее количество баллов по данному критерию будет присвоено участнику имеющего контракты на большую сумму, при этом, начальная цена контракта составляет лишь 183 000 000,00 рублей. Таким образом, по мнению заявителя заказчик, для объективной оценки заявок по неценовому критерию, заказчик должен был ограничить, а именно установить предельное значение цены, предоставляемых контрактов, НМЦК настоящей закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласился пояснив, что установленный порядок оценки заявок по неценовому критерию не противоречит положениям действующего законодательства. Заказчик, при установлении порядка оценки заявок, вправе самостоятельно определить формулу, предусмотренную пунктом 20 Положения, на основании которой будет осуществляться оценка заявок.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения приходит к следующим выводам.
Исходя из системного трактования норм Положения, Закона о контрактной системе следует, что заказчик при оценке заявок по неценовому критерию вправе самостоятельно определить формулу, предусмотренную пунктом 20 Положения, на основании которой будет осуществляться оценка заявок.
При этом, при установлении таких формул и условий оценки, данные условия не должны приводить к ограничению возможности участия участников закупки.
Изучив положения Извещения, поданные заявки на участие в закупки Комиссия установила, что на участие в закупке было подано 4 заявки, в том числе и заявителем.
Таким образом, Комиссия решила признать довод жалобы заявителя необоснованным.
2) Относительно довода заявителя о том, что заказчиком представленные в качестве подтверждения наличия опыта по неценовому критерию оценки заявок договоры не были приняты заказчиком.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
Б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
Приложением N5 к извещению об осуществлении закупки заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчиком установлен показатель оценки - наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, детализирующий показатель оценки - общая цена исполненных участником закупки договоров.
Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки" (БХi), рассчитывается по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки".
Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком при осуществлении заявок по неценовому критерию, представленные в составе заявки договоры, подтверждающие опыт участника закупки, не были приняты заказчиком, в связи с чем, участнику по данному критерию было присвоено 0 баллов.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив, что представленные в составе заявки контракты не были приняты к оценке по следующим обстоятельствам:
1.Договор субподряда N23-1 от 16.04.2021 г. на выполнение работ по устройству шумозащитных экранов на объекте: Реконструкция автомобильной дороги Казань-Шемордан, участок км 16+200-км21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республике Татарстан на сумму 171 708 979,00 руб.(по ДС N1 от 02.08.2021 г.).
Данный Договор не принят к оценке на основании следующего:
- не представлено приложение N1 к Договору -Ведомость объемов и стоимости работ;
- сумма, указанная в Акте о приемке выполненных работ N1 от 30.10.2021, -171 708 979,00 тыс.руб. не соответствует сумме Договора - 171 708 979,00 руб.;
- предмет представленного Договора, вид работ по Договору- устройство шумозащитных экранов, не сопоставим с предметом Контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика, видами работ по Контракту (Приложение N 1 к техническому заданию) - расчистка полосы отвода (Расчистка площадей от кустарника и подлеска, Валка (заготовка) деревьев, Корчевка пней и утилизация остатков, Планировочные и посевные работы (Сбор древесных остатков, Обработка и вспашка почвы, Посев трав), Определение границы полосы отвода дороги на местности с последующим определением (уточнением) видов и объемов работ);
- представленный договор является договором субподряда и не может быть принят к оценке в качестве подтверждения опыта выполнения работ (Решение Татарстанского УФАС России по делу N016/06/48-1953/2022 от 26 декабря 2022 г.).
2. Договор субподряда N262/1 от 20.10.2020 г. на выполнение работ по устройству шумозащитного экрана вдоль железнодорожных путей от ул. Тази Гиззата до ул.Карима Тинчурина в Вахитовском районе г.Казани Республики Татарстан на сумму 38 000 000,00 руб., стоимость выполненных работ - 46 075 120,00 руб. (по Справке о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) N1 от 16.12.2021 г.).
Данный Договор не принят к оценке на основании следующего:
- всего выполненных работ подтверждено на сумму 6 502 686,00 руб. (Акт N1 от 16.12.2021 - страницы 2,4,8,9 не идентифицируются, Акт N2 от 16.12.2021 - 6 502 686,00 руб., Акт N3 от 16.12.2021 - не в полном объеме, отсутствуют страницы 3, 10);
- представленный договор является договором субподряда и не может быть принят к оценке в качестве подтверждения опыта выполнения работ (Решение Татарстанского УФАС России по делу N016/06/48-1953/2022 от 26 декабря 2022 г.).
3. Договор субподряда N 18-5 от 10.08.2021 г. на выполнение работ по устройству металлических пешеходных ограждений на объекте: Реконструкция автомобильной дороги Казань - Шемордан, участок км 16+200 - км 21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республике Татарстан на сумму выполненных работ 7 948 059,00 руб.
Данный Договор не принят к оценке на основании следующего:
- предмет представленного Договора, вид работ по Договору- устройство металлических пешеходных ограждений, не сопоставим с предметом Контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика, видами работ по Контракту (Приложение N 1 к техническому заданию) - расчистка полосы отвода (Расчистка площадей от кустарника и подлеска, Валка (заготовка) деревьев, Корчевка пней и утилизация остатков, Планировочные и посевные работы (Сбор древесных остатков, Обработка и вспашка почвы, Посев трав), Определение границы полосы отвода дороги на местности с последующим определением (уточнением) видов и объемов работ);
- представленный договор является договором субподряда и не может быть принят к оценке в качестве подтверждения опыта выполнения работ (Решение Татарстанского УФАС России по делу N016/06/48-1953/2022 от 26 декабря 2022 г.).
4. Договор субподряда N 173/9 от 07.08.2021 г. на выполнение работ по ремонту путепровода по объекту: "Участок дороги от ул. Техническая до Кировской дамбы в рамках развития Большого Казанского кольца на территории муниципального образования г. Казани Республики Татарстан. Улица Тихорецкая на участке от ул. Техническая до ул. Магистральная" на сумму 89 012 483,00 руб. (п.2.1.1 Договора).
Данный Договор не принят к оценке на основании следующего:
- Договор субподряда N 173/9 от 07.08.2021 г. представлен не в полном объеме, отсутствуют страницы, отсутствуют подписи сторон; нет приложений к Договору N1- Техническое задание, N2 - Объекты;
- всего выполненных работ подтверждено на сумму 75 401 981,14 руб. (Справка N1 от 20.10.2021 и Акты от 20.10.2021 N1 (2 263 678,69 руб.), N2 (3 843 135,94 руб.), N3 (42 429 704,46 руб.), N4 (14 063 212,18 руб.), N5 (11 850 000,56 руб.) на общую сумму 74 449 732,00 руб.; Справка и Акт N1 от 20.11.2021 на сумму 952 249,14 руб.; представлена Справка N1 от 19.11.2021, но Акт(ы) от 19.11.2021 г. на сумму 5 555 430,00 руб. отсутствуют);
- виды работ по актам- демонтаж элементов путепровода, оштукатуривание, бетонирование и окраска, устройство водоотвода, деформационных швов, парапетных и перильных ограждений, не сопоставимы с видами работ по Контракту (Приложение N 1 к техническому заданию) - расчистка полосы отвода (Расчистка площадей от кустарника и подлеска, Валка (заготовка) деревьев, Корчевка пней и утилизация остатков, Планировочные и посевные работы (Сбор древесных остатков, Обработка и вспашка почвы, Посев трав), Определение границы полосы отвода дороги на местности с последующим определением (уточнением) видов и объемов работ);
- представленный договор является договором субподряда и не может быть принят к оценке в качестве подтверждения опыта выполнения работ (Решение Татарстанского УФАС России по делу N016/06/48-1953/2022 от 26 декабря 2022 г.).
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения приходит к следующим выводам.
- Договор субподряда N23-l от 16.04.2021 г.
Относительно отказа заказчика в принятии договора по основанию - предмет представленного Договора, вид работ по Договору- устройство шумозащитных экранов, не сопоставим с предметом Контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика, видами работ по Контракту (Приложение N 1 к техническому заданию) - расчистка полосы отвода (Расчистка площадей от кустарника и подлеска, Валка (заготовка) деревьев, Корчевка пней и утилизация остатков, Планировочные и посевные работы (Сбор древесных остатков, Обработка и вспашка почвы, Посев трав), Определение границы полосы отвода дороги на местности с последующим определением (уточнением) видов и объемов работ).
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N257) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями частей 1-3 статьи 17 N257-ФЗ Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Исходя из Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" работы по установке шумозащитных экранов относятся к работам по ремонту автомобильных дорог.
Согласно положениям Извещения, а именно порядка оценки заявок участников закупки, заказчиком установлено, что к оценки будут приниматься договоры - Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика (исполнителя): к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Таким образом, учитывая, что работы, предусмотренные в представленном участником закупке договоре, относятся к работам по ремонту автомобильных дорог, заказчик, по мнению Комиссии, должен был принять к оценке указанный контракт.
Относительно отказа заказчика в принятии договора по основанию -представленный договор является договором субподряда и не может быть принят к оценке в качестве подтверждения опыта выполнения работ (Решение Татарстанского УФАС России по делу N016/06/48-1953/2022 от 26 Декабря 2022 г.).
Согласно положениям Извещения заказчиком установлено следующий порядок оценки заявок:
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
2 |
3 |
Критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта"
Детализирующий показатель по показателю оценки: характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)
|
В соответствии с пунктами 7 и 8, подпунктом "в" пункта 24, пунктами 25,26,28,32 Положения.
Для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется один показатель оценки. Величина значимости применяемого показателя оценки по критерию оценки составляет 100 процентов. Для оценки заявок по показателю оценки применяется один детализирующий показатель. Величина значимости применяемого детализирующего показателя по показателю оценки составляет 100 процентов. Оценка заявок по детализирующим показателям осуществляется по формуле, установленной в подпункте "б" пункта 20 Положения. Лучшим является наибольшее значение. Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика (исполнителя): к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ. К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). При проведении открытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Сведения об исполненном договоре (договорах) могут быть предоставлены по рекомендуемой форме, указанной в Приложении к порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. |
Вместе с тем, из требований Закона о контрактной системе, а также ПП РФ 2604 следует, что опыт выполнения работ участником закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема. При этом, указанными нормативными документами, не установлено, какие именно договоры могут быть приняты заказчиком к оценке, по неценовому критерию оценки заявок.
По мнению Комиссии, применительно к Постановлению Правительства N2604, по указанной закупке, участниками закупки могли быть представлены договоры на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, в том числе и договоры субподряда.
По иным представленным в составе заявки договорам и не принятым заказчиком к оценке, Комиссия приходит к аналогичным выводам.
Довод заявителя признан частично обоснованным.
Заказчиком нарушены положения части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Татарстанского УФС России выявлено следующее нарушение.
1) Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Предметом настоящего контракта является: Расчистка полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.
Исходя из положений Извещения, а именно в "Приложение N 1 к государственному контракту", заказчиком установлено, следующее:
6. Основные работы:
6.13 Оценка стоимости полученной древесины и подготовка необходимых документов для предоставления в МТУ Росимущество в целях реализации.
6.14 Охрана древесины до его реализации через МТУ Росимущество.
Вместе с тем, в Извещении заказчиком не установлены порядок передачи полученной древесины в МТУ Росимущество в целях реализации, условие о том, кому будут перечислены денежные средства по результатам реализации древесины, а также не определен порядок, на основании которого, исполнитель должен осуществлять охрану полученной древесины. Кром того, из положений Извещения не следует, в МТУ Росимущество какого именно субъекта Российской Федерации должна быть передана указанная древесина, в Марийской Республике, учитывая местонахождения автомобильной дороги или Республики Татарсан, как место нахождения заказчика.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2) Согласно пункту 1 части 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 настоящего Федерального закона.
Исходя из части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе следует, что Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Исходя из положений Извещения следует, что начальная цена настоящей закупки составляет - 183 000 000,00 рублей.
Предметом закупки является: Расчистка полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.
Срок выполнения работ: С момента заключения государственного контракта по 10.11.2024 г.
Исходя из Ведомость объемов работ объекта: Расчистка полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, в рамках указанного контракта предусмотрены следующие виды работ:
N пп |
Наименование работ (виды работ) |
Ед. изм. |
Объем |
1 |
2 |
3 |
4 |
Расчистка площадей от кустарника и подлеска | |||
1 |
Валка и дробление древесно-кустарниковой растительности в щепу |
га |
231,091 |
2 |
Срезка (вырубка) кустарника и подлеска вручную с последующей утилизацией путем дробления (мульчирования) |
га |
32,3743 |
3 |
Корчевка корней кустарника с последующей утилизацией путем дробления (мульчирования). |
га |
263,4653 |
Валка (заготовка) деревьев | |||
4 |
Валка деревьев |
100 шт |
946,71 |
5 |
Трелевка деревьев на расстояние до 500 м и раскряжевка хлыстов |
100 шт |
946,71 |
6 |
Погрузка, разгрузка древесины |
1 тн |
19093,03 |
7 |
Перевозка древесины на площадки складирования на расстояние: 2 км; |
1 тн |
476,56 |
8 |
Перевозка древесины на площадки складирования на расстояние: 9 км; |
1 тн |
5697,55 |
9 |
Перевозка древесины на площадки складирования на расстояние: 35 км; |
1 тн |
486,05 |
10 |
Перевозка древесины на площадки складирования на расстояние: 79 км; |
1 тн |
12432,87 |
Корчевка пней и утилизация остатков | |||
11 |
Корчевка пней, обивка земли с выкорчеванных пней |
100 шт |
946,71 |
12 |
Утилизация пней, порубочных остатков, образовавшихся после раскряжевки |
м3 |
18921,40 |
Планировочные и посевные работы | |||
13 |
Сбор древесных остатков (после мульчирования) с поверхности земли и последующая утилизация |
1000 м2 |
323,743 |
14 |
Обработка, вспашка почвы на глубину не менее 25 см. |
га |
231,091 |
15 |
Посев трав |
1000 м2 |
2634,653 |
Подготовительные работы | |||
16 |
Определение границы полосы отвода дороги на местности путем установления временных вешек (колышек) или иных опознавательных знаков на основании выписок из ЕГРН (Геодезические разбивочные работы) с последующим определением (уточнением) видов и объемов работ, подлежащих выполнению, в том числе: количество деревьев в полосе отвода (Таксация древесины) |
га |
263,4653 |
Учитывая специфику выполняемых работ, на дату заключения контракта определить конкретный объем выполняемых работ, в рамках заключаемого контракта невозможно. Таким образом, по мнению Комиссии, при проведении настоящей закупки заказчик должен был установить цену за единицу услуги, а также максимальное значение цены контракта.
В указанном случае заказчиком нарушены положения части 2 статьи 19, части 24 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результат определения исполнителя, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного к исполнению предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Дар" (вх. N5700/ж от 05.06.2023 г.) на действия заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" при проведении закупки (открытый конкурс) N 0311100007223000036 на предмет: Расчистка полосы отвода федеральной автомобильной дороги Р-177 "Поветлужье" Нижний Новгород - Йошкар-Ола, Республика Марий Эл" частично обоснованной по второму доводу жалобы.
2. Признать заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" нарушившим требования части 3 статьи 7, части 2 статьи 19, части 24 статьи 22, части 1 статьи 32, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства", оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии |
В.Г. Казаков |
Члены Комиссии |
Л.А. Акперова |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Тимофеев М.А.
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 9 июня 2023 г. N 016/06/7-846/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023