Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Казакова В.Г. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, |
|
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" - Насибуллина И.Р. (доверенность N8 от 09.01.2023 г.), в присутствии заявителя ООО "Дар" - Кукушкиной А.С. (доверенность от 05.06.2023 г.), Хасанзянова М.Н. (доверенность) рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Дар" (вх. N5853/ж от 08.06.2023 г.) на действия заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" при проведении закупки (открытый конкурс) N 0311100007223000055 на предмет: Содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Киров на участке км 15+760 - км 127+190, Республика Татарстан,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100007223000055 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 19.05.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 833 919,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Положениями пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлено требование к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Исходя из положений Извещения, заказчиком установлено требование к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 следует:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Исходя из части 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. В целях обеспечения доступа к участию в закрытых электронных процедурах участник закупки, аккредитованный на специализированной электронной площадке, направляет оператору этой специализированной электронной площадки электронные документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии таких электронных документов). Помимо указанных электронных документов участник закупки вправе направить оператору специализированной электронной площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на этой специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов закупки, заявка заявителя (Идентификационный номер заявки K-105188) была отклонена заказчиком по следующему основанию:
Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно представлены документы, подтверждающие опыт иных лиц (договор субподряда). Кроме того, акт приемки выполненных работ не подтверждает цену выполненных работ, установленную договором субподряда.
Исходя из доводов жалобы заявителя следует, что заявка участника закупки была отклонена неправомерно, ввиду того, что в составе аккредитационных сведений был представлен договор, соответствующий требованиям позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, пояснив следующее:
В составе заявки участника закупки, в качестве подтверждения соответствия участника закупки требованиям установленным позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 был приложен следующий договор:
Договор субподряда N23-1 от 16.04.2021 г. на выполнение работ по устройству шумозащитных экранов на объекте: Реконструкция автомобильной дороги Казань-Шемордан, участок км 16+200-км21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республике Татарстан на сумму 171 708 979,00 руб.(по ДС N1 от 02.08.2021 г.).
Указанный договор, по мнению заказчика не может быть представлен в качестве подтверждения наличия опыта у участника закупки, предусмотренного положениями Постановления N2571 ввиду следующих обстоятельств:
- сумма, указанная в Акте о приемке выполненных работ N1 от 30.10.2021, -171 708 979,00 тыс.руб. не соответствует сумме Договора - 171 708 979,00 руб.;
- представленный договор является договором субподряда и не может быть принят к оценке в качестве подтверждения опыта выполнения работ.
Комиссия Татарстанского УФАС России изучив доводы жалобы заявителя, пояснения заказчика, положения Извещения, заявку участника закупки приходит к следующим выводам.
Предметом настоящей закупки является: Содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Киров на участке км 15+760 - км 127+190, Республика Татарстан.
В соответствии с положениями позиции 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 участник, должен подтвердить наличие опыта по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
В качестве подтверждения наличия опыта могут быть представлены:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Комиссией было установлено, что участником закупки был представлен договор на выполнение работ по устройству шумозащитных экранов на объекте: Реконструкция автомобильной дороги Казань-Шемордан, участок км 16+200-км21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республике Татарстан на сумму 171 708 979,00 руб.(по ДС N1 от 02.08.2021 г.).
Согласно пункту 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N257) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями частей 1-3 статьи 17 N257-ФЗ Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Исходя из Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" работы по установке шумозащитных экранов относятся к работам по ремонту автомобильных дорог.
В составе заявки участником были приложены все документы, подтверждающие факт исполнения работ, предусмотренных указанным договором, включая акты выполненных работ КС-2 и КС-3, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Комиссия отмечает, что применительно к предмету настоящей закупки, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает необходимость представления документов, подтверждающих опыт выполнения соответствующих работ исключительно в качестве генерального подрядчика, и, соответственно, для определения наличия у участника аукциона опыта по выполнению соответствующих работ не имеет значения в каком качестве он являлся их исполнителем, в качестве генподрядчика или субподрядчика.
Кроме того, по мнению Комиссии, из представленных в составе заявки документов, можно сделать вывод, что обязательства по представленному договору были исполнены надлежащим образом, на общую сумму 171 708 979,00 руб.
Таким образом, по мнению Комиссии, представленный в качестве подтверждения опыта договор, должен был быть принят заказчиком. Отклонение заявки участника явилось необоснованным.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда Российской Федерации по делу А23-3687/2020 от 21.07.2021 года.
Жалоба заявителя признана обоснованной.
Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 31, части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленные нарушения могли повлиять на результат определения исполнителя, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного к исполнению предписания.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Дар" (вх. N5853/ж от 08.06.2023 г.) на действия заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" при проведении закупки (открытый конкурс) N 0311100007223000055 на предмет: Содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, подъезд к городу Киров на участке км 15+760 - км 127+190, Республика Татарстан, обоснованной.
2. Признать заказчика ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства" нарушившим требования части 2 статьи 31, части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог Волго-вятского региона Федерального дорожного агентства", оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя Комиссии |
В.Г. Казаков |
Члены Комиссии |
Л.А. Акперова |
|
М.А. Тимофеев |
Исп.: Тимофеев М.А.
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 13 июня 2023 г. N 016/06/31-858/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023