рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Абинская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300445323000141) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования в "Описании объекта закупки" установлены с нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения, с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.05.2023 г. Заказчиком - ГБУЗ "Абинская ЦРБ" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения" (извещение N 0318300445323000141).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 000,00 руб.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Представитель Заказчика пояснил, что с учетом потребностей ГБУЗ "Абинская ЦРБ" МЗ КК была организована закупка, в которую входит товар, содержащий различные потребительские свойства, функциональные и качественные характеристики. Описание объекта закупки составлено Заказчиком, исходя из конкретной потребности.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Файл "Описание объекта закупки.xls" содержит требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
N п/п |
Наименование товара |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ** |
1 |
Наконечники для дозаторов |
32.50.50.190 |
2 |
Наконечники для дозаторов |
32.50.50.190 |
3 |
Стекло для микропрепаратов, предметное |
32.50.50.190 |
4 |
Стекло для микропрепаратов, предметное |
32.50.50.190 |
5 |
Пробирка лабораторная стеклянная |
32.50.50.190 |
6 |
Пробирка лабораторная стеклянная |
32.50.50.190 |
7 |
Стакан лабораторный стеклянный мерный |
32.50.50.190 |
8 |
Стакан лабораторный стеклянный мерный |
32.50.50.190 |
9 |
Стакан лабораторный стеклянный мерный |
32.50.50.190 |
10 |
Цилиндр стеклянный с носиком |
32.50.50.190 |
11 |
Цилиндр стеклянный с носиком |
32.50.50.190 |
12 |
Цилиндр стеклянный с носиком |
32.50.50.190 |
13 |
Пипетка стеклянная градуированная |
32.50.50.190 |
14 |
Трубка медицинская силиконовая |
32.50.50.190 |
15 |
Спринцовка пластизольная поливинилхлоридная |
32.50.50.190 |
16 |
Спринцовка резиновая |
32.50.50.190 |
17 |
Планшет для лабораторных исследований общего назначения |
32.50.50.190 |
18 |
Бумага фильтровальная |
32.50.50.190 |
19 |
Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с K2EDTA |
32.50.50.000-00000422 |
20 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания |
32.50.50.000-00001483 |
21 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА |
32.50.50.000-00001109 |
22 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия гепарином |
32.50.50.000-00002076 |
23 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА |
32.50.50.000-00000689 |
24 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА и разделительным гелем |
32.50.50.000-00001392 |
25 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом |
32.50.50.000-00000932 |
26 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом |
32.50.50.000-00002341 |
27 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом |
32.50.50.000-00002317 |
28 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом |
32.50.50.000-00002351 |
29 |
Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, без добавок |
32.50.50.000-00000811 |
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 12 Правил код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В письме Минфина России от 12.02.2020 N 24-06-07/9329 "О формировании и использовании позиций каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в частности при закупке пробирок для взятия образцов крови" указано, что код ОКПД 2 указывается как в коде позиции каталога, так и в справочной информации, включенной в позицию каталога, наряду с кодом номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
На основании п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным "законом". В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены ограничения (запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ) в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренное постановлением Правительства от 05.02.2015 г. N 102.
Постановлением Правительства РФ N 102 утверждены:
перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Согласно положений постановления Правительства N 102 при применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии).
В письме Минфина России от 27 мая 2020 г. N 24-03-07/44426 "О рассмотрении обращения" указано, что при осуществлении закупки медицинского изделия иностранного происхождения, Постановление N 102 применяется при совпадении кода ОКПД 2 и наименования вида указанного медицинского изделия с кодом ОКПД 2 и наименованием вида медицинского изделия согласно Перечню.
Пунктом 2.2 Постановления N102 установлено, что: для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено следующее:
Объекты закупки по позиции 19-23 лота: "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с К3ЕDТА" - Код КТРУ 32.50.50.190-00000364 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 167490), "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания" - Код КТРУ 32.50.50.000-00001483 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293570), "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА" - Код КТРУ 32.50.50.000-00001109 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293570), "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия гепарином" - Код КТРУ 32.50.50.000-00002076 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293420), "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА" - Код КТРУ 32.50.50.000-00000689 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293500) включены в Перечень 1, утвержденный Постановлением N 102.
Код ОКПД2 - 32.50.50.000 в Перечне 1 к Постановлению N 102 отсутствует на вид закупаемых медицинских изделий "Пробирка для сбора образцов крови не вакуумная ИВД, с К3ЕDТА" "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания", "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K3ЭДТА", "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия гепарином", "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА".
Вместе с тем, вышеуказанные КТРУ (32.50.50.190-00000364, 32.50.50.000-00001483, 32.50.50.000-00001109, 32.50.50.000-00002076, 32.50.50.000-00000689) содержат по 3 (три) кода ОКПД2, а именно 32.50.50.000 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки, 32.50.50.190 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
Следовательно, в свою очередь вышеуказанные объекты закупки включены в Перечень 1, утвержденный Постановлением N 102 "Пробирки вакуумные для взятия венозной крови", "Пробирки для взятия капиллярной крови" соответствующие закупаемой заказчиком продукции по позиции 19-23 лота.
Таким образом, в извещении неправомерно не установлены запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Объекты закупки по позиции 24-28 лота: "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА и разделительным гелем" - Код КТРУ 32.50.50.000-00001392 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293630), "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом" - Код КТРУ 32.50.50.000-00000932, 32.50.50.000-00002341, 32.50.50.000-00002317, 32.50.50.000-00002351 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293540) включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 616.
Код ОКПД2 - 32.50.50.000 в Перечне к Постановлению N 616 отсутствует на вид закупаемых медицинских изделий "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА и разделительным гелем", "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом".
Вместе с тем, вышеуказанные КТРУ (32.50.50.000-00001392, 32.50.50.000-00000932, 32.50.50.000-00002341, 32.50.50.000-00002317, 32.50.50.000-00002351) содержат по 3 (три) кода ОКПД2, а именно 32.50.50.000 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки, 32.50.50.190 - Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
Следовательно, вышеуказанные объекты закупки включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 616 "Пробирки вакуумные для взятия образцов крови", соответствующий закупаемой Заказчиком продукции по позиции 24-28 лота.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ ГРУП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Абинская ЦРБ" МЗ КК нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 3 ст. 14, п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Абинская ЦРБ" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 июня 2023 г. N 023/06/14-2919/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023