Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя - Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в присутствии представителей заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский колледж вычислительной техники" - Храмовой Татьяны Михайловны (доверенность N982 от 07.06.2023 года) и Раздолгиной Ольги Владимировны (доверенность N983 от 07.06.2023 года), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский колледж вычислительной техники" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, 2 (номер извещения 0325100003623000001), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 05.06.2023 года поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее также - ИП Тожибаев З.П., Заявитель) на действия заказчика - Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Астраханской области "Астраханский колледж вычислительной техники" (далее также - ГБПОУ АО "АКВТ", Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, 2 (номер извещения 0325100003623000001) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 07.06.2023 года в 10 часов 00 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представители Заказчика приняли личное участие в рассмотрении жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
26.05.2023 года Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, 2 (номер извещения 0325100003623000001) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 14 594 703,04 рублей.
Согласно доводу Заявителя Заказчик установил требования к участникам закупки о наличии у участников членства в саморегулируемой организации, что подразумевает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. При этом, Заказчик дополнительно установил требования по пункту 15 раздела II Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), объектом закупаемых работ по которому является текущий ремонт.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Постановлением N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
Согласно пункту 15 раздела II Приложения Постановлению N 2571, по наименованию закупаемых работ "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений" предусмотрено дополнительное требование:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что:
а) положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Объектом рассматриваемой закупки является проведение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, 2, что, как пояснил Заказчик, является выполнением работ по текущему ремонту. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 594 703,04 рублей.
Таким образом, Заказчиком в Извещении правомерно установлены требования в соответствии с позицией 15 раздела II Приложения Постановлению N 2571.
Однако, в Извещении Заказчиком установлены требования к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:
"Информация из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме. В случае непредоставления подобных сведений комиссия будет осуществлять проверку наличия информации об участнике в едином реестре самостоятельно, на основании данных, предоставленных оператором электронной площадки".
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Законодательством не предусмотрено предъявление к участнику закупки на выполнение работ по текущему ремонту требований о наличии членства участника закупки в саморегулируемой организации.
Таким образом, устанавливая вышеуказанное требование к участникам закупки, Заказчик нарушил часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, статьей 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчик в файле "Описание объекта закупки" Извещения установил следующие требования к работам, являющимся предметом аукциона:
"Ведомость ресурсов.
|
|
РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В МАТЕРИАЛАХ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стройка |
|
|||
|
Объект |
|
|||
|
Смета N |
выполнение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" на объектах Заказчика, по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, д. 2 |
|||
|
|
|
|
|
|
N п/п |
Код ресурса |
Наименование ресурса |
Ед. изм. |
Кол. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Ресурсы подрядчика | |||||
Материалы | |||||
99 |
ФССЦ-04.3.02.09-0101 |
Затирка "Боларс" (разной цветности) |
т |
0,04368 |
|
109 |
ФССЦ-14.3.02.01-0207 |
Краска водно-дисперсионная "БИРСС Интерьер-Колор", тон средний |
т |
0,3705285 |
|
Оборудование | |||||
146 |
ТЦ_20.2.05.05_30_2540167061_13.04.2023_01 |
Видеокамера Novicam BASIC 36 - купольная внутренняя IP видеокамера 3 Мп |
шт |
8 |
|
147 |
ТЦ_20.2.05.05_30_2540167061_13.04.2023_01 |
Жесткий диск Seagate Skyhawk ST6000VX001, 6ТБ, HDD, SATA III, 3.5" |
шт |
2 |
|
148 |
ТЦ_20.2.05.05_30_2540167061_13.04.2023_01 |
Коммутатор MikroTik CRS112-8P-4S-IN |
шт |
2 |
|
149 |
ТЦ_20.2.05.05_30_2540167061_13.04.2023_01 |
Коммутатор MikroTik CRS328-24P-4S+RM |
шт |
7 |
|
150 |
ТЦ_20.2.05.05_30_7729108750_13.04.2023_01 |
Видеорегистратор Novicam NR2832 IP |
шт |
1 |
|
151 |
ТЦ_20.2.05.05_30_7729108750_13.04.2023_01 |
ИБП PowerCom King Pro RM KIN-1200AP LCD (2U) ИБП {Line-Interactive, 1200VA/960W, Rack, 6х С13, Serial+USB, SmartSlot, RS-232} (1152596) |
шт |
2 |
|
152 |
ТЦ_20.2.05.05_30_7729108750_13.04.2023_01 |
Маршрутизатор Mikrotik CCR2004-16G-2S+ |
шт |
1 |
|
153 |
ТЦ_20.2.05.05_30_7729108750_13.04.2023_01 |
Точка беспроводного доступа MikroTik cAP XL ac RBcAPGi-5acD2nD-XL |
шт |
6 |
Так, например, согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, "Seagate" является зарегистрированным товарным знаком (номер регистрации: 130488). Правообладатель - компания Сиигэйт Текнолоджи, Инк. (Делавар корпорация), Калифорния (US).
При этом, в файле "Описание объекта закупки", при указании на товарный знак "Seagate", отсутствует сопровождение такого указания словами "или эквивалент".
Также, в ходе рассмотрения жалобы Заказчиком не было представлено достаточных доказательств и сведений, подтверждающих несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком.
Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 8, подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 2 статьи 42акона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия ГБПОУ АО "АКВТ" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, 2 (номер извещения 0325100003623000001) обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31, подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, 2 (номер извещения 0325100003623000001).
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на проведение ремонтных работ по созданию центра цифрового образования "IT-куб" по адресу: г. Астрахань, пер. Смоляной, 2 (номер извещения 0325100003623000001).
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: Е.М. Балтыкова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 июня 2023 г. N 030/06/106-555/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023