Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
рассмотрев представленное Заказчиком - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН 8903027978) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 133-10/2022 от 14.10.2022 на разработку проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап), цена контракта - 298 000,00 рублей, (извещение N 4216596) с ООО "Север Строй Трейд Сервис" (ИНН 8903033178) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.04.2023 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 14.10.2022 между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта", именуемым в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "Север Строй Трейд Сервис", именуемым в дальнейшем "Исполнитель", заключен контракт N 133-10/2022 на разработку проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап) (далее - контракт), со сроком выполнения работ - в течение 1 (Один) месяца с момента заключения контракта.
Контракт заключен на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по результатам проведения закупки по потребности в соответствии с протоколом от 13.10.2022 размещённом на "Портал поставщиков" zakupki.mos.ru
Согласно п. 1.1. контракта Исполнитель по поручению Заказчика принимает на себя обязательства, в соответствии с требованиями и условиями настоящего контракта, разработать проектно-сметную документацию, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап) (далее по тексту - Объект) в соответствии с Приложениями N 1, 2, к контракту, а Заказчик, в свою очередь, обязуется принять результат выполненных работ и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Местонахождение Объекта: ЯНАО, Надымский район, г. Надым, "МДОУ "Детский сад "Ромашка", корпус N2, ул. Геологоразведчиков, д.3/1. Место выполнения работ: по местонахождению Объекта и по местонахождению Исполнителя (п. 1.3, п. 1.4. Контракта).
Пунктами 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3. контракта предусмотрена обязанность Исполнителя приступить к выполнению работ с момента заключения настоящего контракта. Выполнять работы в соответствии с заданием на проектирование и Контрактом. Выполнить работы в сроки, предусмотренные пунктом 3.1. настоящего Контракта, обеспечить соответствие документации требованиям Градостроительного кодекса РФ и требованиям иных действующих нормативных правовых актов.
В нарушение условий контракта, работы по разработке проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап) не выполнены, таким образом, обязательства по контракту не исполнены.
Обязательства, предусмотренные условиями контракта, Исполнитель не исполнил, тем самым нарушил п.п. 1.1., З.1., 4.1.1., 4.1.2., 4.1.3. контракта.
В соответствии с пунктами 12.1, 12.2. контракта, на основании ст.ст. 450.1., 708, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ-44) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь ст.ст. 450.1, 708, 715 ГК РФ, ч.ч. 8, 9 ст. 95 ФЗ-44, п.п. 12.1, 12.2. контракта, Заказчиком принято решение отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке и расторгнуть контракт N 133-10/2022 от 14.10.2022 на разработку проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап).
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 01.06.2023 NАД/1624/23, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, следующее:
ООО "Север Строй Трейд Сервис" (ИНН 8903033178) 14.10.2022 был заключен контракт N133-10/2022 на разработку проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап), цена контракта - 298 000,00 рублей, (извещение N 4216596).
В ходе проведения работ были разработаны чертежи на охранную сигнализацию, тревожную сигнализацию и систему управления и контроля доступом и другие составные части проекта.
В ноябре 2022 года, Исполнитель, являясь генеральным директором ушел на больничный, сотрудников, занимающихся разработкой проектной документации в штате, нет.
Согласно договора подряда с ООО "Интеб" 02-Р/2022 от 05.09.2022 г. было приобретено оборудование и материалы для монтажа соответствующих систем, согласно разделу проекта.
10.03.2023 Заказчиком - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" было выставлена претензия 89-174/1901-08/847 от 10.03.2023 на 8344,00 руб., которую Исполнитель оплатил.
Исполнитель утверждает, что уведомление о принятии решения Заказчиком - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" (ИНН8903027978) об одностороннем отказе от исполнения контракта N 133-10/2022 от 14.10.2022 - не получал. На данный момент на объекте Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский
сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап) частично проведены монтажные работы согласно чертежам проекта. Со стороны Исполнителя оказывается авторский надзор. Проектно-сметная документация выполнена на 70 процентов, за исключением сметной документации.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.12.1 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по решению суда в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации;
- по соглашению Сторон, в этом случае контракт считается расторгнутым с того дня, когда стороны достигли соглашения о его расторжении, оформленного в письменном виде, подписанного сторонами и скреплённого их печатями;
- в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
04.04.2023 - принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.05.2023 - дата получения Заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте и надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.05.2023 - дата расторжения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт N 133-10/2022 на разработку проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап), заключен 14.10.2022.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.04.2023 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 14.10.2022 между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта", именуемым в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "Север Строй Трейд Сервис", именуемым в дальнейшем "Исполнитель", заключен контракт N 133-10/2022 на разработку проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап) (далее - контракт), со сроком выполнения работ - в течение 1 (Один) месяца с момента заключения контракта.
Согласно п. 3.1. Контракта срок выполнения работ - в течение 1 (Один) месяца с момента заключения контракта.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Исполнителем сроков исполнения работ и существенными нарушениями условий контракта.
Из объяснений Исполнителя, а также представленных документов следует, что при заключении Контракта он был намерен и рассчитывал на исполнение своих обязательств по контракту в полном объеме, однако по независящим от него причинам, а именно состояние его здоровья, сделало невозможным исполнение условий контракта.
Исполнитель предоставил в материалах дела соответствующие справки, выданные медицинским учреждением и представил выполненный проект.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
При принятии решения Управлением приняты во внимание объем выполненных по контракту работ.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Север Строй Трейд Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Исполнителя Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Север Строй Трейд Сервис", представленную МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 133-10/2022 от 14.10.2022 на разработку проектно-сметной документации, объект: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ромашка" г. Надыма" (1 этап), цена контракта - 298 000,00 рублей, (извещение N 4216596), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 июня 2023 г. N 089/10/104-402/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023