Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 02.06.2023 N 79/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО НПП "АЛИОН" (ИНН 7302036327)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - МКУ "Благоустройство городского поселения "Поселок Разумное" и обеспечение деятельности администрации городского поселения "Поселок Разумное": (доверенность N 92 от 05.06.2023), в отсутствии представителей участника закупки - ООО НПП "АЛИОН" (о времени и месте проведения заседания надлежаще уведомлено), рассмотрев информацию МКУ "Благоустройство городского поселения "Поселок Разумное" и обеспечение деятельности администрации городского поселения "Поселок Разумное" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО НПП "АЛИОН", заключенного по итогам проведения электронного аукциона "Поставка светильников светодиодных и кронштейнов" (закупка N 0126300029123000125) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
МКУ "Благоустройство городского поселения "Поселок Разумное" и обеспечение деятельности администрации городского поселения "Поселок Разумное" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО НПП "АЛИОН" (ИНН 7302036327) (далее - Поставщик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.03.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона и его приложения (электронные документы).
Начальная (максимальная) цена контракта - 82 387,00 рублей.
Наименование объекта закупки - поставка светильников светодиодных и кронштейнов.
По итогам Электронного аукциона, Заказчиком 27.03.2023 заключен муниципальный контракт N 0126300029123000125 на поставку светильников светодиодных и кронштейнов с победителем Электронного аукциона ООО НПП "АЛИОН", цена которого составила 82 387 рублей 00 копеек, в том числе НДС 13 731 рублей 17 копеек (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта, Поставщик обязуется в сроки и на условиях настоящего контракта поставить и передать Заказчику светильники светодиодные и кронштейны (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта, Поставщик также обязуется обеспечить оказание следующих сопутствующих услуг (выполнение работ), связанных с поставкой Товара: доставку товара.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место поставки, указанное в п.3.3 настоящего Контракта, в течение 5 календарных дней с момента заключения муниципального Контракта. Погрузоразгрузочные работы осуществляются Поставщиком лично либо с привлечением соисполнителей за счет Поставщика, за действия соисполнителей поставщик несет ответственность как за свои собственные.
В соответствии с пунктом 3.3. Контракта, Место поставки Товара: 308510, Белгородская область, Белгородский район, п. Разумное, ул. Бельгина, д.5.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Поставщик не исполнил взятые на себя обязательства, предусмотренные пунктом 1.1. муниципального контракта.
Заказчиком в ЕИС размещено уведомление претензионной переписки с требованием по поставке товара (копия письма N 60 от 14.04.2023 представлена в материалы дела).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.4. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик в связи с не исполнением Поставщиком своих обязательств, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное условиями Контракта, руководствуясь положениями гражданского законодательства, статьей 95 Закона о контрактной системе, пунктом 11.4. Контракта 18.05.2023, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком 18.05.2023 было размещено в ЕИС, согласно сведениям ЕИС 18.05.2023 является датой надлежащего уведомления Поставщика о принятом Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, учитывая нормы гражданского законодательства, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должна являться дата - 30.05.2023 года.
Однако согласно сведениям об исполнении (о расторжении) государственного или муниципального контракта, размещенных в ЕИС датой расторжения контракта указана 29.05.2023 (информация размещена 30.05.2023 года).
Следовательно, Контракт расторгнут раньше установленного Законом о контрактной системе срока, что является нарушением порядка расторжения контракта, предусмотренного пунктом 13 статьи 95 Закона о контрактной системе и указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО НПП "АЛИОН" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 31.05.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
В адрес Белгородского УФАС России от ООО НПП "АЛИОН" поступили письменные объяснения с перечнем документов.
Согласно письменным пояснениям Общество считает, что неправомерные действия третьих лиц, выразившиеся в просрочке исполнения денежного обязательства перед Поставщиком по другому муниципальному контракту, являются для ООО НПП "АЛИОН" форс-мажорными, поскольку ни предвидеть, ни повлиять на данное обстоятельство в рамках срока поставки Общество не в силах.
Деятельность, осуществляемая ООО НПП "АЛИОН" в рамках исполнения Контракта, является предпринимательской.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия отмечает, что действуя в рамках заключенного Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Таким образом, ООО НПП "АЛИОН", являясь стороной по Контракту, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, в том числе предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
Также, Обществом не было представлено доказательств, что исполнение муниципального контракта N 0126300029123000125 от 27.03.2023 на поставку светильников светодиодных и кронштейнов оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что указанные выше обстоятельства неисполнения условий муниципального контракта свидетельствуют о недобросовестном поведении ООО НПП "АЛИОН" при исполнении Контракта.
При этом Комиссия отмечает, что внесение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков возможно при соблюдении заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом а) пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
Кроме того, из письма ФАС России от 26.06.2018 N ИА/47872/18 "О направлении методических рекомендаций" следует, что при рассмотрении обращения о включении сведений в РНП необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с тем, что заказчиком не был соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах, сведения об ООО НПП "АЛИОН" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104, Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО НПП "АЛИОН" (ИНН 7302036327) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Благоустройство городского поселения "Поселок Разумное" и обеспечение деятельности администрации городского поселения "Поселок Разумное" нарушение части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 июня 2023 г. N 031/06/104-414/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023