Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 05.06.2023 N 81/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ОМС-Лечебное питание" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, в присутствии представителей заказчика - ОГБУЗ "Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского" (по доверенности от 01.10.2022, без номера), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок": (по доверенности от 08.02.2023 N ЦЗ 1-06-92), Абросимовой А.В. (по доверенности от 01.12.2022 N 1-06-521), участника закупки - ООО "ОМС-Лечебное питание" (по доверенности от 06.06.2023 года, без номера), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-415/2023 по жалобе ООО "ОМС-Лечебное питание" на действия комиссии по осуществлению закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по приготовлению и доставке готового лечебного питания" (N закупки 0826500000923003329) (далее - открытый конкурс в электронной форме),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ОМС-Лечебное питание" на действия комиссии по осуществлению закупки при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Из поступившей жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупки нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, установленный в извещении об осуществлении закупки, а именно представленные ООО "ОМС-Лечебное питание" в составе заявки N 114277207 договоры на оказание услуг по организации питания в количестве 155 (ста пятидесяти пяти) штук и акты приемки оказанных услуг к ним необоснованно не приняты комиссией во внимание в ходе процедуры оценки заявок. При этом, по мнению заявителя, представленные договоры, акты по своему предмету, срокам оказания услуг соответствуют параметрам сопоставимости, указанным в извещении об осуществлении закупки.
Уполномоченное учреждение - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" с доводами, изложенными в жалобе, не согласно. Представило возражение на жалобу, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
На заседании Комиссии представитель заказчика - поддержал доводы, изложенные в возражении уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок", просит признать жалобу необоснованной
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ОМС-Лечебное питание", поступившее возражение, представленные документы, заслушав доводы присутствующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 05.05.2023 размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с электронными документами.
Объект закупки - оказание услуг по приготовлению и доставке готового лечебного питания.
Начальная (максимальная) цена контракта - 63 979 020,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ОМС-Лечебное питание", контракт по результатам открытого конкурса в электронной форме не заключен.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
В исследуемой закупке выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: открытый конкурс в электронной форме.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 24 Положения определено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, заказчиком одновременно с извещением об осуществлении закупки размещен электронный документ - Приложение N 4 "порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Порядок рассмотрения).
Согласно Порядку рассмотрения предусмотрены следующие критерии оценки:
N п/п |
Критерии оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
1 |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40 |
- |
- |
- |
- |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
100 |
Характеристика квалификации участников закупки Общее количество исполненных участников закупки договоров |
100 |
Кроме того, Комиссией установлено, что значение количества баллов по показателю оценки "Квалификация участников закупки" рассчитывается по следующей формуле (лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки):
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки".
Согласно пункту 1 "Критерии оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения к оценке принимается следующий перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, сопоставимого с предметом контракта:
- исполненный договор (к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом (44-ФЗ).
- акт (акты) приемки оказанных услуг, оставленные при исполнении такого договора (договоров) (Последний акт, составленный при исполнении вышеуказанных договоров, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок).
К оценке принимаются вышеуказанные документы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлен порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2023 N ИЭОК1 комиссией по осуществлению закупки принято следующее решение в отношении заявок участников закупки:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Порядковый номер заявки, присвоенный комиссией по осуществлению закупок |
Оценка заявки по критерию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ |
Оценка заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N44-ФЗ |
Итоговая оценка заявки по критериям, установленным п. 1 -4 ч. 1. ст. 32 Закона N 44-ФЗ |
114279886 |
1 |
40,00 |
60,00 |
100,00 |
114277207 |
2 |
40,00 |
0,00 |
40,00 |
В дополнении к жалобе заявитель указал, что допущенное комиссией по осуществлению закупки нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме повлияло на определение победителя закупки, вследствие чего комиссией по осуществлению закупки не обосновано присвоено заявке N 114277207 0 (ноль) баллов по критерию "Квалификация участников закупки".
Вместе с тем, на заседании Комиссии, представитель уполномоченного учреждения сообщил, что в составе заявки N 114277207 участника закупки, а именно в файле "Квалификация участника.pdf" пропущена позиция "79" перечня, поэтому фактически перечислены 154 договора.
Кроме того, из указанных в файле "Квалификация участника.pdf" 154 договоров и актов приемки оказанных услуг к ним, комиссией по осуществлению закупки не были рассмотрены 9 договоров из списка по следующим основаниям:
1) 5 (пять) договоров в перечне указаны дважды (задвоение);
2) 4 (четыре) договора и акты оказанных услуг к ним не были представлены среди документов (полностью отсутствовали в составе заявки участника).
Из 147 фактически представленных договоров (контрактов) Комиссией не были зачтены следующие договора (контракты) по следующим основаниям:
1) отсутствие в составе заявки участника соглашения о расторжении договора (контракта) с указанием суммы фактически оказанных услуг - 41 штука;
2) сумма исполненных участников закупки обязательств по договору (контракту) согласно предоставленных документов о приемке не соответствует информации о сумме фактически исполненных участником закупки обязательств, указанной в соглашении о расторжении договора (контракта) - 11 штук;
3) предоставленные в составе заявки документы о приемке не соотносятся с представленными договорами (контрактами) - 10 штук;
4) договор (контракт) и документы о приемке представлены дважды в различных папках и архивах - 4 штуки;
5) представленные документы о приемке нечитабельны (нет возможности произвести подсчет фактически исполненных обязательств по договору, сверить их с информацией о договоре (контракте), соотнести документы с предоставленным договором (контрактом) ввиду не читаемости представленного копии документа - 5 штук;
6) сумма фактически исполненных обязательств по документам о приемке превышает стоимость услуг по договору (контракту), в составе заявки отсутствует дополнительное соглашение об увеличении цены контракта - 6 штук;
7) дата подписания последнего документа о приемке датирована ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в процедуре (до 24.05.2018 г.) - 7 штук.
В ходе заседания Комиссии, представитель заявителя согласился с некоторыми позициями. Так, в представленном дополнении к жалобе ООО "ОМС-Лечебное питание" указало, что итоговое количество договоров, подлежащих оценке при рассмотрении заявки участника закупки N 114277207 составляет 119 штук.
Комиссия отмечает, что полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по договору (контракту) включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Следовательно, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме.
Данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 01.09.2022 N 24-06-06/85201 "О рассмотрении обращения".
Также, в ходе заседания Комиссии представитель уполномоченного учреждения отметил, что исходя из установленного Положением порядка оценки, рассчитываемого по формуле, применяемой к оценке по критерию ""Квалификация участников закупки" максимальное количество баллов из двух участников присваивается участнику, представившему большее количество договоров (контрактов), принятых к оценке, на условиях, изложенных в Приложении N4 "Критерии оценки" по отношению к другому участнику.
Участнику, представившему худшее предложение в соответствии с Положением присваивается 0,00 баллов.
Согласно письму Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 "О направлении информации о применении Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ" Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.
Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения) (подпункты "а" и "б" пункта 20 Положения), предусматривают присвоение баллов, исходя из нижеследующего:
заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;
заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы), исходя из цены деления, рассчитываемого (в рамках "правого компонента" каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значений.
Следует отметить, что подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.
Таким образом, проанализировав установленные критерии оценки заявок участников закупки на соответствие Положению, учитывая количество поданных заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, формулу, применяемую для оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки", а также представленные договоры, подтверждающие опыт выполнения работ связанного с предметом контракта, комиссией по осуществлению закупки правомерно осуществлена оценка заявок участников закупки в соответствии с формулой, указанной в Положении и извещении об осуществлении закупки, в связи с чем довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Главой 6 Закона о контрактной системе установлен порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
На основании части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 данного Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
При указанных обстоятельствах, антимонопольный орган осуществляет проверку порядка применения комиссией по осуществлению закупки критериев оценки, установленных в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОМС-Лечебное питание" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 8 июня 2023 г. N 031/06/106-415/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023