Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "Неофарм" на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку товара (реестровый номер закупки 0367100000823000241),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Неофарм" на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку товара.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что установленным в описании объекта закупки техническим характеристикам катетера для периферических сосудов соответствует товар единственного производителя компании "Б. Браун Мельзунген АГ" Германия", что ограничивает количество участников закупки.
Заказчиком представлены письменные возражения, на поступившую жалобу заявителя которые приобщены в материалы дела, просит Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Тюмень) являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку товара, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 380 286,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 07.06.2023 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100000823000241.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.rts-tender.ru
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) установлены следующие характеристики требуемого к поставке медицинского изделия:
N п/п |
Наименование объекта закупки (товара) |
Функциональные, технические, качественные характеристики объекта закупки (товара) |
Единица измерения |
Количество |
Наименование страны происхождения товара |
8 |
Катетер внутривенный |
Диаметр катетера, G: 14 Инъекционный порт: Да Крылья для фиксации: Да Механизм защиты инъекционного порта: Да Рабочая длина: Рентгеноконтрастность: Да Удлинительная трубка: Нет Устройство защиты от укола иглой: Да 1) катетер должен быть прозрачный, с не менее четырьмя R-контрастными полосками, скругленным кончиком, совпадающим с проксимальным срезом иглы, улучшают визуализацию катетера во время рентгенологического исследования при случайном срезе кончика катетера; 2) павильон должен быть Люэр Лок с перфорированными крыльями, обеспечивает дополнительную вентиляцию кожи пациента поле фиксации катетера; 3) инъекционный порт должен быть Люэр Лок с защитной крышкой, расположенный строго над крыльями, снижает риск смещения катетера при введении лекарственного средства через инъекционный порт; 4) игла должна быть с 3-гранным срезом и пальцевым упором, с овальными вырезами для фиксации при пункции, позволяет уменьшить болевые ощущения пациента при пункции и требует меньших усилий со стороны медицинского персонала при осуществлении венепункции; 5) должна быть ребристая гидрофобная заглушка на павильоне иглы, предотвращает вытекание крови при постановке катетера, чем снижается риск инфицирования; 6) должна быть крышка Люэр Лок на гидрофобной заглушке, необходима для первичного закрытия катетера после установки; 7) катетер должен быть - PUR - полиуретан, Являясь материалом с более высокой биосовместимостью, а также обладая свойствами термоэластичности, которые отсутствуют у других материалов, полиуретан обеспечивает более безопасное и длительное нахождение катетера в вене; 8) должен быть Металлический защитный механизм, полностью закрывающий кончик иглы, который должен активироваться автоматически при извлечении иглы из катетера, без внешнего воздействия, препятствующим случайному уколу иглой и травматизации медицинского персонала. - Упаковка, в которой поставляется товар, должна быть целая, стерильная, без повреждений с маркировкой и инструкцией на русском языке. - срок стерильности на момент поставки не менее 12 месяцев. |
штука |
230 |
|
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением определенных случаев.
Пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что заказчиком соблюдены требования описании объекта закупки в соответствии с КТРУ.
Заказчик ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" является медицинским учреждением.
Статьёй 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в качестве одного из основополагающих принципов охраны здоровья провозглашен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Потребность медицинского учреждения в необходимом товаре формируется исходя из требований, предъявляемых к лечебным процессам, уровня подготовленности медицинского персонала, финансирования (доведенных лимитов бюджетных ассигнований).
Потребность в характеристиках товара указанного в описании объекта закупки формировалась заказчиком (являющимся медицинским учреждением) в том числе, исходя из необходимости оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам.
Статьёй 6 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Медицинским учреждением в извещении об осуществлении закупки могут быть установлены требования к медицинскому изделию (лекарственному препарату) с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Пунктом 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) предусмотрено, что установление требований к закупаемому товару, которые соответствуют конкретному производителю, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе.
Необходимо отметить, что закупаемый товар находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, следовательно, любой участник закупки, соответствующий требованиям законодательства, может осуществить поставку такой продукции.
Выбор контрагентов (официальных дистрибьюторов), у которых потенциальный участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, описание объекта закупки не ограничены.
Потребности заказчика (государственные или муниципальные нужды) не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа, а извещение об осуществлении закупки не содержит указаний на конкретные модели оборудования, товарный знак, фирменные наименования, наименования производителей, конкретную страну происхождения товара или иные индивидуализирующие сведения о закупаемом оборудовании.
Заказчик не обязан формировать описание объекта закупки таким образом, чтобы под установленные заказчиком характеристики подходили все без исключения товары всех имеющихся производителей.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе указывает на недопустимость установления в описании объекта закупки требований, которые ограничивают количество участников закупки,
Возможность поставки товара характеристики которого будут соответствовать только единственному (конкретному) производителю, учитывая позицию Верховного Суда РФ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) действующим законодательством о контрактной системе допускается, в случае наличия специфики использования такого товара.
Изменение параметров закупаемого товара привело бы к неудовлетворению потребности заказчика, что не соответствует целям и задачам системы государственных закупок. Какие-либо доказательства подтверждающие существование объективных препятствий в приобретении требуемого к поставке медицинского изделия в материалы дела не представлено.
Представитель заказчика в заседании Комиссии отметил, что требования извещения не ограничивают число участников закупки, т.к. предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Также в жалобе ООО "Неофарм" указал, что катетеры B.Braun не подходят по техническим характеристикам, поскольку "порт смещен не много за крылья", а до этого указал, что технические характеристики соответствует единственному производителю компании "Б.Браун Мельзунген АГ" Германия, то есть противоречит сам себе. Кроме того, указанная в жалобе характеристика имеет большое клиническое значение и основана на многолетнем опыте работы медицинского персонала. Расположение защитной крышки инъекционного порта строго над фиксирующими крыльями снижает риск во время манипуляции с инъекционным портом как перегиба катетера, так и его дислокации с последующими осложнениями, например флебитом. Согласно сведениям из Государственного реестра медицинских изделий, существует несколько производителей катетеров, которые по совокупности характеристик подходят под описание объекта закупки: Harsoria Healthcare Pvt. Ltd. (РЗН 2020/12496), порт расположенный строго над крыльями; Delta Med S.p.a. (ФСЗ 2008/03041); инъекционный порт расположен строго над крыльями. На этикетке желтым цветом выделена информация на русском языке и материал изготовления: полиуретан; Троге Медикал ГмбХ (Troge) (ФСЗ 2011/10164) инъекционный порт расположен строго над крыльями. Доводы ООО "Неофарм" не обоснованы, так как приведено лишь несколько примеров, а не все катетеры, которые присутствуют на российском рынке.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заявителем не доказан факт ограничения количества участников закупки при установлении спорных характеристик закупаемого товара, невозможности приобретения и поставки товара с требуемыми заказчику характеристиками, технической, экономической нецелесообразности и избыточности установленных характеристик товара, отражающих потребность заказчика.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу ООО "Неофарм" необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Неофарм" на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку товара (реестровый номер закупки 0367100000823000241) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 июня 2023 г. N 072/06/44/98/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023