Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): ... (представитель по доверенностям),
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Верхневилюйская центральная районная больница" (далее также - ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Тендер Солюшнс" (далее - ООО "Тендер Солюшнс", заявитель): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев, посредством веб-видеоконференцсвязи, жалобу ООО "Тендер Солюшнс" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку технических масел (извещение N 0816500000623010213), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Тендер Солюшнс" на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалобы ООО "Тендер Солюшнс" следует, что заказчиком при описании объекта закупки установлены некорректные значения. При этом, после подачи заявителем запроса разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, соответствующие изменения не внесены.
Просит признать жалобу обоснованной.
Заказчиком и уполномоченным учреждением представлены письменные пояснения по жалобе.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623010213 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 24.05.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 300 806,96 рублей;
4. По окончании срока подачи заявок, подано 2 (две) заявки, которые были признаны соответствующими.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав участвующих лиц, считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно приложению N1 "Описание объекта закупки" к извещению установлены следующие характеристики товара "Масло трансмиссионное":
- пунктом 3.3* характеристика "Класс вязкости" установлено неизменяемое значение: 80W85;
- пунктом 3.4* характеристика "Классификация по API" установлено неизменяемое значение: GL-5.
Заявителем 30.05.2023 года был направлен запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки N 0816500000623010213.
Согласно запросу от 30.05.2023 года следует, что товар "Масло трансмиссионное" с классом вязкости 80W85 с классификацией по API: GL-5 не существует. Данная вязкость масла 80W85 классифицируется только GL-4.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Из пояснений уполномоченного учреждения следует, что согласно Порядку взаимодействия, заказчик в течение 1 рабочего дня с момента получения с электронной площадки запроса о разъяснении положений извещения направляет в адрес уполномоченного учреждения такие разъяснения, а уполномоченное учреждение формирует, направляет и размещает в единой информационной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами ответы на запросы о разъяснениях положений извещения, в том числе представленные заказчиками.
Уполномоченным учреждением 01.06.2023 в 16:05 часов, 02.06.2023 в 10:36 были размещены разъяснения положений извещения об осуществлении электронного аукциона на запрос заявителя.
Из содержания ответов на запрос разъяснения положений извещения об осуществлении закупки следует, что заказчик согласен внести изменения в описание объекта закупки, но в виду отсутствия регламентных сроков, не имеет технической возможности внести изменения в извещение и его приложения.
Также в ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что при формировании описания объекта закупки была допущена техническая ошибка, в частности в пункте 3.4* приложения N1 "Описание объекта закупки" неизменяемое значение характеристики "Классификация по API" вместо установленного GL-5 должно быть GL-4.
Следует отметить, что заказчик, осуществляющий закупку, согласно нормам законодательства о контрактной системе, при описании объекта закупки должен таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Установление некорректных требований к товару ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также как итог могут повлечь формальные отклонения заявок.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Жалоба ООО "Тендер Солюшнс" признана обоснованной.
В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты закупки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Тендер Солюшнс" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку технических масел (извещение N 0816500000623010213) обоснованной.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "Верхневилюйская ЦРБ" нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что допущенные заказчиком нарушения повлияли на результаты закупки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 июня 2023 г. N 014/06/49-924/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023