Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего-специалиста эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
При участии:
От заказчика Окружной администрации городского округа Жатай (далее также - Администрации ГО "Жатай", заказчик): ... (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заявителя индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. (далее ИП Тожибаев З.П., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия (бездействие) заказчика окружной администрации городского округа "Жатай" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дворовых территорий в Городском округе "Жатай" (извещение N 0116300008023000067), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Тожибаева З.П. следует, что:
1. Установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
2. Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 32 ПП РФ N 2604.
Просит признать жалобу обоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО РТС - тендер - 20.05.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 252 047,59 рублей;
4. На участие в закупке было подано 2 (две) заявки, которые были признаны соответствующими;
В целях полного и всестороннего рассмотрения дела, в связи с необходимостью дополнительных пояснений заказчика по доводам жалобы, назначенный на 13.06.2023 года в 12:30 часов, Комиссией Якутского УФАС было принято решение перенести заседание на 14.06.2023 в 12:30 часов.
Довод в части того, что установленный заказчиком порядок оценки не соответствует положения Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 Комиссия Якутского УФАС признала обоснованным на основании следующего:
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Заказчиком установлен код ОКПД2 42.11.10.129 - Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, не включенные в другие группировки
Согласно пункту 32 ПП N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Согласно пункту 24 Правил для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 28 Правил в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
В соответствии с ПП РФ N 2604, в случае осуществления закупки по ремонту, содержанию дороги Заказчик обязан применять исключительно показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта";
Комиссия Якутского УФАС проанализировав документы, представленные в Единой информационной системе (Далее - ЕИС) установила, что Заказчиком установлены следующие показатели оценки:
- Наличие у участников закупки на праве собственности оборудования и других материальных ресурсов - величина значимости 25%
- Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - величина значимости 25%
Довод жалобы признан обоснованным.
Таким образом, заказчиком установивший ненадлежащий порядок оценки заявок согласно подпункту "б" пункта 32 Правил, нарушил часть 1 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод в части того, что заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует требованиям подпункта "в" пункта 32 ПП РФ N 2604 Комиссия Якутского УФАС признала обоснованным на основании следующего:
В силу части 4 статьи 32 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Заказчиком установлены требования в соответствии с позицией 18 ПП N 2604 о том, что наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Соответственно, поскольку сам Заказчик относит объект рассматриваемой закупки к работам по ремонту/содержанию дорог, при осуществлении закупки по данным видам работ должны применятся положения п. 32 Правил Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Согласно п. 32 Правил при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Таким образом в соответствии с Правилами (ПП N 2604) по Критерию оценки N 2 Заказчиком должны оцениваться контракты (договора) у Участника конкурса на выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
При этом, в нарушение подпункта "в" пункта 32 Правил, Заказчик в своей конкурсной документации установил, что будет оценивать следующие контракты:
Показателем оценки является количество исполненных участником закупки контрактов, договоров в области ремонта дворовых проездов и стоянок.
Довод жалобы признан обоснованным.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик установивший показатель оценки, который ограничивает круг потенциальных участников, нарушил часть 1 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также свидетельствует о наличии признаков совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия (бездействие) заказчика Окружной администрации городского округа "Жатай" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дворовых территорий в Городском округе "Жатай" (извещение N 0116300008023000067) обоснованной.
2. Признать заказчика Окружную администрацию городского округа "Жатай" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дворовых территорий в Городском округе "Жатай" (извещение N 0116300008023000067) часть 1 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 июня 2023 г. N 014/06/48-926/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023