Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Шлейко Людмилы Григорьевны (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального учреждения "Межотраслевая централизованная бухгалтерия" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр проведения торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на приобретение кондиционеров (извещение N 0848300037423000747 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 29.05.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 186 411,25 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 06.06.2023;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"В соответствие с условиями контракта требуется установка оборудования. Установка внутренних блоков осуществляется на 2-ом этаже двух этажного здания. Установка, подключение электропитания и наладка оборудования осуществляется за счет средств Поставщика. Применение материалов, бывших в употреблении не допускается. Доставка материала и оборудования осуществляется за счет Поставщика. При необходимости альпинистские работы при установке внешних блоков и трубопроводов осуществляются за счет Поставщика".
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлена информация об объемах работ по монтажу закупаемого оборудования.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления описания объекта закупки подобным образом не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены характеристики товаров, в отношении которых участником закупки предоставляются конкретные показатели.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона в требованиях к содержанию и составу заявки установлено следующее:
"Предложение участника закупки в отношении объекта закупки в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг
С учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ данная информация может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ".
Заказчиком в Приложение N 1 к Описанию объекта закупки установлены требования к функциональным, техническим, эксплуатационным характеристикам для товара "КТРУ 28.25.12.130-00000010 Кондиционер бытовой".
По мнению Заявителя, Заказчиком не установлена характеристика "мощность" для товара "КТРУ 28.25.12.130-00000010 Кондиционер бытовой", что ограничивает участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика представлены письменные пояснения, согласно которым:
"Согласно извещению об осуществлении закупки и прилагаемыми к извещению документами, Заказчиком предусмотрена поставка товара, включенного в позицию КТРУ - 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой".
В Приложении N 1 к Описанию объекта закупки установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, а также установлены дополнительные характеристики с приведением обоснования установления таких характеристик.
При этом, законодательством о контрактной системе не предъявляется требований к содержанию обоснования необходимости использования дополнительной информации, а лишь установлено требование об обязанности заказчика обосновывать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Заказчик не установил требование к характеристике мощности, поскольку эта характеристика не является обязательной для применения".
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления характеристики "мощность" для товара "КТРУ 28.25.12.130-00000010 Кондиционер бытовой" не ограничивают участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещение о проведении Аукциона неправомерно установлены характеристики товара, не предусмотренные положениями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Пунктом 7 Правил формирования каталога установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам для товара "КТРУ 28.25.12.130-00000010 Кондиционер бытовой", в отношении которого предусмотрена соответствующая позиция КТРУ 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой", обязательная к применению с 11.02.2023.
Согласно вышеуказанной позиции КТРУ предусмотрены обязательные для применения характеристики товара "Вид кондиционера", а также предусмотрены, в том числе следующие характеристики товара: "Вид блока кондиционера", "Дополнительные функции", "Инверторный тип кондиционера", "Класс энергоэффективности (в режиме нагрева)", "Класс энергоэффективности (в режиме охлаждения)", "Мощность в режиме нагрева", "Мощность в режиме охлаждения", "Наличие антибактериального фильтра", "Наличие системы антиобледенения", "Наличие фильтров грубой очистки воздуха", "Наличие фильтров тонкой очистки воздуха", "Режим работы кондиционера", "Тип внутреннего блока".
Вместе с тем, в Описании объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что в отношении дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ Заказчиком не размещено надлежащее обоснование установления дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, в полной мере раскрывающее потребность Заказчика, что противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки, признанная соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шлейко Людмилы Григорьевны частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченным учреждением, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 09.06.2023 N 050/06/105-19244/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 июня 2023 г. N 050/06/105-19244/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2023