Резолютивная часть решения объявлена 13.06.2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 15.06.2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении обращения:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Хозяйственное управление исполнительных и законодательного органов государственной власти Республики Тыва" (далее - ГБУ "Хозуправление РТ"):
- "_", действующая на основании доверенности от 13.06.2023 года б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного индивидуального предпринимателя Чынгылап Омака Октябрьовича (далее - ИП Чынгылап О.О.),
рассмотрев обращение (вх. N 2233-ЭП/23 от 06.06.2023 года) ГБУ "Хозуправление РТ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП Чынгылап О.О. ("_"), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000823001633 на поставку строительных материалов (сетка абразивная) для нужд ГБУ "Хозуправление РТ", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 07.06.2023 года N 187/23 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000823001633.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика и участника закупки были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения.
Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчику и участнику закупки с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении информации о проведении внеплановой проверки. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика и участника закупки о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверки.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель ГБУ "Хозуправление РТ" поддержала обращение в полном объеме.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-33/2023, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении обращения, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 11.05.2023 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000823001633 на поставку строительных материалов (сетка абразивная) для нужд ГБУ "Хозуправление РТ", начальная (максимальная) цена контракта: 23 020 рублей.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 19.05.2023 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 1919910 в размере 13 202,80 рублей, участником закупки N 1917855 представлено ценовое предложение в размере 13 203 рублей, участником закупки N 1918337 представлено ценовое предложение в размере 13 317,90 рублей, участником закупки N 1918454 представлено ценовое предложение в размере 17 811,10 рублей, участником закупки N 1917677 представлено ценовое предложение в размере 19 192,30 рублей и участником закупки N 1918473 представлено ценовое предложение в размере 22 789,80 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000823001633 от 22.05.2023 года все заявки участников закупки признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000823001633.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следует из информации, размещенной в ЕИС:
- 23.05.2023 года в 07:43 часов - заказчиком отправлен размещен проект контракта;
- 30.05.2023 года в 10:54 часов - участником закупки (ИП Чынгылап О.О.) подписан проект контракта;
- 05.06.2023 года в 13:41 часов - участник закупки (ИП Чынгылап О.О.) признан уклонившимся от заключения контракта.
Протоколом от 05.06.2023 года участник закупки (ИП Чынгылап О.О.) признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с непредставлением обеспечения исполнения контракта.
Указанный протокол признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 05.06.2023 года заказчиком размещен в ЕИС 05.06.2023 года в 17:41 часов.
Как следует из извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000823001633 и проекта контракта (раздел 12), обеспечение исполнения контракта установлено в размере 5% от цены контракта.
Представитель ГБУ "Хозуправление РТ" пояснила, что со стороны участника закупки (ИП Чынгылап О.О.) обеспечение исполнения контракта не представлено.
Вместе с тем, как указано выше, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В силу пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Комиссия Тывинского УФАС России, в рассматриваемом случае, приходит к выводу, что в действиях (бездействии) ИП Чынгылап О.О. отсутствует недобросовестное поведение, злостное и умышленное намерение уклонения от подписания контракта, поскольку в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта (в частности, установленный срок проект контракта подписан).
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует основание для включения в реестр недобросовестных поставщиков ИП Чынгылап О.О.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
1.) В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Как указано выше, в силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки подписывает проект контракта не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта.
Заказчиком проект контракта размещен в ЕИС 23.05.2023 года, следовательно, последним днем подписания контракта со стороны участника закупки является 30.05.2023 года.
Таким образом, протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта должен был быть формирован заказчиком до 31.05.2023 года (включительно).
Вместе с тем, протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта сформирован заказчиком 05.06.2023 года, что является нарушением с подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2.) Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение ГБУ "Хозуправление РТ" поступило в адрес Тывинского УФАС России с использованием функционала ЕИС 06.06.2023 года.
Кроме того, как указано выше, протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта сформирован заказчиком с нарушением установленного срока, что также приводит к нарушению срока направления в контрольный орган в сфере закупок соответствующего обращения.
Таким образом, рассматриваемое обращение направлено заказчиком в контрольный орган в сфере закупок с нарушением срока, установленного подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51 и частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что выявленные нарушения законодательства о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на результаты электронного аукциона N 0112200000823001633, в связи с чем, оснований для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правил,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением Республики Тыва "Хозяйственное управление исполнительных и законодательного органов государственной власти Республики Тыва" в отношении индивидуального предпринимателя Чынгылап Омака Октябрьовича ("_"), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000823001633 на поставку строительных материалов (сетка абразивная) для нужд ГБУ "Хозуправление РТ", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждением Республики Тыва "Хозяйственное управление исполнительных и законодательного органов государственной власти Республики Тыва" нарушение:
2.1. подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения срока принятия протокола признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
2.2. подпункта "б" пункта 2 части 6 статьи 51 и части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения срока направления обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в контрольный орган в сфере закупок.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения законодательства о контрактной системе не повлияли (не могли повлиять) на результаты электронного аукциона N 0112200000823001633 предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 15 июня 2023 г. N 017/06/104-33/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023