Резолютивная часть решения оглашена 15.06.2023 г. г. Симферополь
Решение в полном объеме изготовлено 20.06.2023 г.
На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская поликлиника N3" (далее - Заказчик) - Богоявленская Т.И., Годжаева О.В. (по доверенности);
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности);
- Медицинский центр Альба-Мед (далее - Заявитель) - Мурадасилова З.Н. (по доверенности);
проведя внеплановую проверку по процедуре проведения закупки "Оказание медицинских услуг" (извещение N 0175200000423000281) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
- извещение электронного аукциона (далее - официальный сайт, ЕИС) - 24.05.2023;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 95 000 000,00 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок: 06.06.2023 06:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 08.06.2023.
Как следует из обращения Заявителя:
"На основании Технического задания Заказчика оказание услуг, включенных в перечень, подразумевает наличие у Исполнителя следующих лицензий: 1. Ультразвуковая диагностика 2. Рентгенология 3. Анестезиология 4. Функциональная диагностика 5. Эндоскопия Подобное объединение влечет ограничение количества участников, так как для этого нужны разные лицензии и данные услуги являются разноименными. Исходя из вышеизложенного ООО "Альба Мед" считает, что невозможность добросовестного конкурентного участия в электронном аукционе, при неразделении предмета закупки на несколько электронных аукционов, в которых смогут принять участие многие исполнители приведет к необоснованному ограничению участников закупки. Таким образом, по вине Заказчика, действия которого нарушают положения п. 2 ст. 8 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будет искусственно нарушен принцип обеспечения конкурентности и приведет к неэффективному использованию средств медицинского учреждения.
_
Дополнительно сообщаем, что Заказчиком установлено требование в соответствии с пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N2571 (Дополнительные требования): Наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора_
Исходя из анализа рынка данного вида услуг ООО "Альба Мед" заявляет, что наличие у Исполнителя исполненного договора (контракта) на сумму не менее 19 000 000,00 (Девятнадцать миллионов) рублей говорит о том, что контракт будет заключен с одним Участником без проведения электронного аукциона ввиду отсутствия других заявок. Так как соответствует в городе Симферополе данным требованиям только одна частная клиника, которая участвует в электронных аукционах.".
В ходе рассмотрения Заявитель от довода о наличии у Исполнителя лицензии на анестезиологию согласно требованиям Технического задания, отказалась.
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1.2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению установлено, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона |
Копия действующей лицензии
или выписка (копия выписки) из реестра лицензий
или сведения о регистрационном номере собственной действующей лицензии, соответствующем номеру записи в реестре лицензий:
на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), адрес осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Симферополь. или уведомление об осуществлении вышеуказанного вида деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.03.2015 N 207 "О применении на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (вместе с "Положением об особенностях применения положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при организации и проведении проверок соблюдения временных обязательных требований", "Правилами представления уведомления об осуществлении видов деятельности из числа указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", осуществление которых на территориях Республики Крым и г. Севастополя допускается с 1 июня 2015 г. без получения лицензии"). |
Согласно Техническому заданию исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности (по видам услуг, указанным в Перечне исследований).
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснила следующее: "Все указанные исследования проводятся в рамках амбулаторного обследования больных при направлении на плановое стационарное лечение согласно Приказа Министерства здравоохранения Республики Крым от 12.01.2018 г. N 28.
Соответственно, все виды исследований, заявленные в рамках электронного аукциона, относятся к подготовке больных к операциям и стационарному лечению.
Необходимо отметить, что ГБУЗ РК "Симферопольская поликлиника N3" является лечебным учреждением, за которым закреплено оказание медицинских услуг более 105 000 человек, большинство из которых являются пожилыми людьми и людьми с инвалидностью. При этом, большинство пациентов, подлежащих обследованию, имеют онкологические заболевания либо иные заболевания, подлежащие лечению путем оперативного вмешательства и в условиях стационарного лечения.
В целях уменьшения нагрузки на пациентов, которые направляются на медицинские обследования в иные медицинские учреждения, а также в целях экономии времени и сил пациентов на такие обследования, более целесообразным является проведение единого электронного аукциона на выполнение одним медицинским учреждением всех необходимых исследований, которые напрямую связаны между собой и представляют собой единый процесс подготовки к операции.
Например, если пациент с подозрением на онкологическое заболевание направляется на КТ, то такое КТ необходимо делать с контрастом, введение которого требует анестезию. То есть, по сути, это единый процесс проведения исследований в рамках подготовки пациента к обследованию перед оперативным вмешательством в условиях стационара.
Соответственно, если проведение необходимых исследований будет поручено различным медицинским учреждениям, то это негативно отразится на результатах исследований и на пациента будет возложена дополнительная нагрузка в виде посещения различных медицинских учреждений в рамках необходимого обследования.
Соответственно, учитывая, что заявленные виды медицинских исследований относятся к одному виду ОКПД2 (86.22.11.000) - услуги по проведению и расшифровке медицинских исследований и представляют собой проведение взаимосвязанных медицинских исследований, в данном случае проведение единого электронного аукциона соответствует задачам и целям испрашиваемого вида деятельности.
Объединение работ в рассматриваемом случае отвечает потребностям заказчика, позволяет сосредоточить функции управления всеми стадиями процесса по проведению исследований в рамках амбулаторного обследования больных при направлении на плановое стационарное лечение в одной организационной структуре, осуществить этот процесс непрерывным образом, сокращая временные затраты, и рационально расходовать бюджетные средства (Аналогичный вывод содержится в Постановлениях Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2014 г. N Ф04-12236/2014 по делу N А46-3706/2014, от 17 июня 2015 г. N Ф04-20562/2015 по делу N А46- 11360/2014.
При объединении медицинских исследований в один лот Заказчик руководствовался удобством и простотой для пациентов проведения необходимых исследований в рамках подготовки к операционному вмешательству, направляемых в рамках одного контракта. Такая закупка более удобна и выгодна для Заказчика, так как позволяет более эффективно расходовать бюджетные средства путем снижения материальных и трудовых затрат на действия, связанные с подготовкой, заключением и исполнением одного контракта по результатам такой закупки.
При этом, стоимость закупаемых исследований указана в качестве единой суммы за весь срок действия контракта, не предусматривающего определенное количество проводимых исследований каждого вида в рамках исполнения контракта.
Следовательно, разделение лота на несколько отдельных лотов могло привести к ситуации, когда при возникновении потребности в оказании услуги одного класса денежные средства, выделенные на лечение, окажутся неосвоенными, а при возникновении потребности в оказании услуги другого класса - не все нуждающиеся лица смогут получить своевременное лечение.".
Комиссия Крымского УФАС отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров (работ, услуг), которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара (работы, услуги) устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара (работы, услуги), не предусматривает ограничения по включению в извещение требований к товарам (работам, услугам), являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам (работам, услугам) и их характеристикам.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени буде отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Наличие или отсутствие требований к товарам (работам, услугам), влекущих ограничение количества участников закупки, определяется в каждом конкретном случае, исходя из положений документации о закупке, с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики выполнения конкретных работ.
Согласно пояснениям Заказчика, описание объекта закупки сформировано в соответствии с его потребностями, учитывающее потребность в осуществлении исследований рамках амбулаторного обследования больных непрерывным образом, сокращая временные затраты.
В данном случае формирование рассматриваемой закупки в таком виде определялось потребностью Заказчика, спецификой деятельности медицинского учреждения, а также эффективностью контроля за оказанием услуг.
Также Заказчиком в материалы дела предоставлены сведения, указывающие, что несколько медицинских учреждений, способны проводить все заявленные в закупке исследования в рамках одного контракта, например, ГБУЗ РК "РКБ им. Н.А. Семашко", ООО "Клиника ГЕНЕЗИС", клинический медицинский многопрофильный центр Святителя Луки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.
Кроме того, пунктом 5.3.6 проекта контракта предусмотрена возможность привлечения участниками подрядных организаций с лицензиями на конкретные виды медицинской деятельности: исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по Контракту других лиц - соисполнителей, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг, предварительно уведомив об этом Заказчика.
Комиссия УФАС констатирует, что статьей 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявителем в данном случае не представлено в материалы дела доказательств того, что объединение заказчиком в один лот оказание услуг по различным исследованиям, объединенным одним видом деятельности, привело к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
По доводу относительно установления дополнительного требования о наличии у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора, Комиссия отмечает, что включение указанного дополнительного требования прямо предусмотрено пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 и ч. 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и является обязательным для Заказчика. Соблюдение указанного требования относится в равной мере ко всем участникам закупки.
Комиссия Крымского УФАС, заслушав пояснения Заказчика, Заявителя, изучив представленные на момент рассмотрения дела, материалы и сведения, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
А.П. Рудакова |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Т.Д.Аблаева |
|
|
А.М.Крылова |
Исп.Аблаева Т.Д.
тел.вн. 082-123
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20 июня 2023 г. N 082/10/99-918/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023