Резолютивная часть решения объявлена 20.06.2023 г. Симферополь Полная часть решения оглашена 22.06.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии -заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова, главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителя интересов:
- Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Заказчик) - Вороная Т.В. (по доверенности),
- ООО "Благоустройство города" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Капитальный ремонт здания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым), по адресу: Республика Крым, пгт.Нижнегорский, ул.Лесная, д.5" (извещение N 0275100000323000047) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от
2023-3796
2023-3796
05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, признавшего победителем участника, который не является действующим членом СРО в области строительства, капитального ремонта.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями
2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью
1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Как следует из извещения о проведении закупки, объектом закупки является "Капитальный ремонт здания Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым), по адресу: Республика Крым, пгт.Нижнегорский, ул.Лесная, д.5".
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Во исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
- Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
- Требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N2571:
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство
объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
- Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Требование к подтверждающему документу не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Вышеуказанные требования не распространяются на участников, которые предложат цену контракта 10 млн. руб. и менее, а также на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации); в соответствии с Указом Президента от 03.05.2022 N 252 установлен запрет на совершение сделок (в том числе заключение внешнеторговых контрактов) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
Перечень лиц, находящихся под санкциями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" (далее - постановление Правительства РФ от 03.05.2022 N 851). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.05.2022 N 851 к сделкам, совершение которых и исполнение обязательств по которым запрещаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 N 252, относятся в том числе: - сделки, совершаемые в пользу лиц, находящихся под санкциями; - сделки, предусматривающие заход в порты Российской Федерации судов, принадлежащих и (или) зафрахтованных лицами, находящимися под санкциями, в их интересе или по их поручению; - сделки, предусматривающие совершение платежей, операций с ценными бумагами с участием и (или) в пользу лиц, находящихся под санкциями.
Согласно возражениям Заказчика:
"В печатной форме извещения о проведении электронного аукциона, сформированного с помощью ЕИС, Заказчиком в пункте 4 о требовании к участникам закупок в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44 указано, что на наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждение членства в ответствующей саморегулируемой организации.
Подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не предоставляется.
Согласно подпункта 3 части 2 ст.42 ФЗ-44 от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования к содержанию, составу заявки а участие в закупке в соответствии с ФЗ-44 и инструкцию по ее заполнению.
В приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки Заказчиком установлено требование к участникам электронного аукциона в соответствии с п.1 ч.1 ст.31-ФЗ-44 от 05.04.2013 - наличие сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполнятся только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в соответствующей области (ч.2 ст.47, ч.4 ст.48, ч.2 ст.52, ч.4 ст.5531 ГрК РФ). С учетом положений ч.2 ст.71 ФЗ-315 от 01.12.2007 "О саморегулируемых организациях" наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
На участие в данном электронном аукционе подано пять заявок. Четыре участника не смотря на то, что требования действующего законодательства не обязывают участников предоставлять в составе заявки на участие в электронном аукционе, выписки СРО, их предоставили.
Данную выписку не предоставил в составе заявки только пятый участник ИП Беседин Д.В., так как не обязан ее предоставлять.
Комиссией Заказчика по закупкам товаров, работ, услуг при рассмотрении поступивших заявок на участие в электронном аукционе осуществлена проверка участников на членство в СРО в области строительства, капитального ремонта. Все участники закупки по данным Ностроя, являются членами СРО либо крымской, действующей на территории Республики Крым, либо материковых СРО".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего
Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.06.2023 NИЭА1 победителем аукциона признается участник закупки идентификационный
N114386696 (ООО "Азимут"), с ценовым предложением 16 342 881,35 руб.
Проанализировав извещение о проведении закупки, заявки участников Комиссией Крымского УФАС России установлено, что в составе заявки победителя представлена выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 18.03.2023 N0000274, согласно которой ООО
"Азимут" состоит в АССОЦИАЦИИ "ОБЪЕДИНЕНИЕ РОСТОВСКИХ СТРОИТЕЛЕЙ"
(АССОЦИАЦИЯ "ОРС") т.е СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство. Регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций СРО-С-308- 08092022. Таким образом, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основании для отклонения заявки победителя электронного аукциона. Довод жалобы признается необоснованным.
Стоит отметить, что на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок. Согласно пояснениям Заказчика, комиссией Заказчика по закупкам товаров, работ, услуг при рассмотрении поступивших заявок на участие в электронном аукционе осуществлена проверка участников на членство в СРО в области строительства, капитального ремонта. Все участники закупки по данным Ностроя, являются членами СРО либо крымской, действующей на территории Республики Крым, либо материковых СРО. По результатам электронного аукциона снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 21 %.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия был уведомлен, также не представил доказательств, подтверждающих довод жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель комиссии
А.П. Рудакова
Члены комиссии:
А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Исп.Велиляева Э.С.
тел.+7 499 755 23 23 вн. 082-123
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 июня 2023 г. N 082/06/106-1007/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023