Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Профстройюг" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ГАУ РД "Республиканский центр по сейсмической безопасности" (далее - Заказчик), Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на реконструкцию (модернизацию) систем водоотведения г. Дагестанские Огни Республики Дагестан (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0103200008423001762) (далее соответственно - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки АО "Мостоотряд-99" соответствующей дополнительному требованию по позиции 8 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), а также ненадлежащим образом осуществившего оценку заявки АО "Мостоотряд-99" по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), предусмотренного порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки).
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Комиссия по осуществлению закупок действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 16.06.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.06.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 17.05.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 729 937 491,18 руб.;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.06.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 06.06.2023;
7) по результатам рассмотрения заявок, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано АО "Мостоотряд-99" с предложением о цене контракта в размере 729 937 491 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки АО "Мостоотряд-99" соответствующей дополнительному требованию по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, а также ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки АО "Мостоотряд-99" по Критерию.
В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен Постановлением N 2571.
В соответствии с пунктом 1 позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановления N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, установлено дополнительное требование к участникам закупок о наличии у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно абзацу 5 подпункта "г" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора, не относящегося к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 06.06.2023 N ПРОII1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки АО "Мостоотряд-99" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что Порядком оценки установлены детализирующие показатели "Общая цена исполненных участником закупки договоров", "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Критерия.
Согласно Порядку оценки по Критерию к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу линейных объектов капитального строительства, за исключением автомобильной дороги.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, является, в том числе, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по указанным контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Комиссией установлено, что АО "Мостоотряд-99" в целях подтверждения опыта выполнения работ по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 представлен государственный контракт от 14.12.2015 N 0373100090915000049, заключенный между Федеральным агентством воздушного транспорта и АО "Мостоотряд-99" на сумму 4 440 507 105,77 руб. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство аэропортового комплекса "Центральный" (г. Саратов) I очередь строительства (объекты федеральной собственности)" (далее - Контракт), при этом к Контракту предусмотрены, в том числе:
- дополнительное соглашение от 03.06.2020 N 34 с понижением цены Контракта до 4 035 380 752,99 руб.;
- акт приемки законченного строительством линейного объекта от 15.05.2021 б/н с ценой выполненных работ в размере 5 101 224 607,68 руб., выданный на этапы 2, 3.1 (далее - Акт приемки).
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию линейного объекта от 15.08.2019 N 64-32-494-2019/ФАВТ-04 на этап 2.
Вместе с тем, учитывая, что Акт приемки представлен на этапы 2, 3.1, Комиссия приходит к выводу, что АО "Мостоотряд-99" не представлены в полном объеме документы, предусмотренные позицией 8 приложения к Постановлению N 2571, которыми подтверждается факт исполнения Контракта (в частности, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на этап 3.1).
Кроме того, Комиссией установлено, что АО "Мостоотряд-99" в составе заявки на участие в Конкурсе в целях подтверждения опыта выполнения работ по Критерию представлен Контракт, а также вышеуказанные документы, которые Комиссией по осуществлению закупок приняты к оценке по Критерию.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки АО "Мостоотряд-99" соответствующей дополнительному требованию по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571, а также Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принят к оценке Контракт по Критерию.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок, нарушают пункт 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и сдержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административного правонарушения.
2. ООО "ТехноСпецСтрой" 01.06.2023 обратилось в ФАС России с жалобой на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса, по итогам рассмотрения которой принято решение от 08.06.2023 по делу N 28/06/105-1391/2023 (далее - Решение).
Так, согласно Решению:
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении требования к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков в неактуальной редакции;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 9 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивых сведений в Извещении и в проекте контракта Извещения (далее - Проект контракта) в отношении источников финансирования закупки;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неуказании в Извещении возможности поставки в ходе исполнения контракта эквивалентного товара;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Извещении требований к содержанию, составу заявки на участие в Конкурсе в неактуальной редакции;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Проекте контракта требований к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств в неактуальной редакции;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Извещении возможных видов работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц;
- в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлено нарушение части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, выразившееся в неразмещении к Проекту контракта графика выполнения строительно-монтажных работ.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание от 08.06.2023 по делу N 28/06/105-1391/2023 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Срок исполнения Предписания - 28.06.2023.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профстройюг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1.1 статьи 31, пунктов 9 части 1, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42,части 3 статьи 96, частей 2, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 19.06.2023 по делу N 28/06/105-1458/2023 по выявленному нарушению, указанному в пункте 1 мотивировочной части решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, указанным в пункте 2 мотивировочной части решения, переданы на основании решения от 08.06.2023 по делу N 28/06/105-1391/2023 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 июня 2023 г. N 28/06/105-1458/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023