На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 48/23 от 08.06.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
в присутствии представителя АНО "Центр развития телевидения и радио Оренбуржья" -
в присутствии посредством видеоконференцсязи представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области -
проведя внеплановую проверку по обращению ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ" на действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на услуги по реализации конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающиеся быстрой порче (номер извещения N 0153100006223000004),
УСТАНОВИЛА:
02.06.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила обращению ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ" (далее - Общество) о проведении проверки действий Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на услуги по реализации конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающиеся быстрой порче (номер извещения N 0153100006223000004) (далее - аукцион).
Из обращения Общества следует, что Заказчиком неправомерно включено в проект контракта обязательство о наличии недвижимости необходимой для хранения конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающиеся быстрой порче. Также, в проекте контракта содержится неправомерное требование о наличии у участника лицензии на хранение и реализацию лома черных и цветных металлов. Кроме того, Общество в своем обращении указывает на тот факт, что не имеет указанной лицензии и не предоставляло ее в составе заявке, при этом, заявка Общества была признана Заказчиком соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона N 0153100006223000004.
Представитель Заказчика пояснил, что согласно протоколу подведения итогов аукциона от 05.04.2023 г. Победителем был признан ИП Любый Н.Г., следовательно, Территориальное управление направило в его адрес проект государственного контракта для подписания, однако ИП Любый Н.Г. уклонился от подписания указанного контракта. В этой связи, проект государственного контракта N 10 был направлен для подписания второму участнику аукциона, сделавшему наиболее выгодное предложение - ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ", контракт был подписан последним без возражений 28.04.2023, после чего, стороны приступили к фактическому исполнению его условий.
Решение о необходимости включения в государственный контракт условий о наличие в собственности Исполнителя, либо на ином праве (аренды, постоянного бессрочного пользования и т.д.) необходимых для осуществления деятельности по реализации имущества, помещений (не менее 300 кв.м.) и площадок (не менее 500 кв.м.) было принято Заказчиком с целью повышения спроса на реализуемое Территориальным управлением имущество, оптимизации работы по ознакомлению покупателей с реализуемым имуществом посредством его экспонирования в торговых залах (помещениях исполнителя), повышения доступности и качества процедур по распоряжению имуществом, а также с целью оптимизации расходов на хранение имущества находящееся в процессе реализации и сокращения сроков передачи покупателям приобретенного имущества.
Включение подобных условий в закупку продиктовано также необходимостью формирования у Исполнителя материальной ответственности за вверенное ему государственное имущество, а также ознакомления фактического продавца имущества (ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ") с качественным и техническим состоянием реализуемого имущества, что способствует более качественному информированию потенциальных покупателей о характеристиках имущества.
Представитель Заказчика также пояснил, что услуги по реализации лома цветных и черных металлов, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав услуг, являющихся объектом закупки. Кроме того, в силу специфики объекта закупки, в ходе исполнения контракта не представляется возможным спрогнозировать наличие или отсутствие указанного имущества для передачи на реализацию. Таким образом, в целях недопущения необоснованного ограничения участников закупки, Заказчиком при проведении закупки не было установлено требование о наличии у участников закупки лицензии на реализацию лома цветных и черных металлов.
При этом, для соблюдения требований законодательства, в контракте заказчиком установлено право исполнителя привлекать соисполнителей, имеющих указанную лицензию, после заключения государственного контракта. Следовательно, Заказчик предоставил значительное время для поиска потенциального контрагента, не требовал от Исполнителя скорейшего представления подобных документов, поскольку в настоящий момент отсутствие таких документов не препятствует исполнению контракта в иной части, в связи с отсутствием в настоящий момент подобного имущества.
В связи с чем, доводы заявителя относительно неправомерного допуска его заявки к участию в закупке необоснованны.
В ходе изучения материалов дела, полученных пояснений, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее:
27.03.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение и документация об электронном аукционе на услуги по реализации конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающиеся быстрой порче (номер извещения N 0153100006223000004).
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 042 918,00 рублей.
Соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0153100006223000004, Заказчиком сформирован объект закупки: "Услуги по реализации конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающиеся быстрой порче".
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Проанализировав требования к участникам, установленные Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0153100006223000004, Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что требование о наличии у участника аукциона лицензии на хранение и реализацию лома черных и цветных металлов Заказчиком не установлено.
Кроме того, требование о предоставлении в составе заявки лицензии на хранение и реализацию лома черных и цветных металлов Заказчиком также не установлено.
В п. 4.4.25 проекта государственного контракта Заказчиком установлено: "В соответствии под. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", хранение и реализация лома черных и цветных металлов является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем, участник закупки должен иметь лицензию на хранение и реализацию лома черных и цветных металлов, выданную в порядке, предусмотренном законодательством о лицензировании данного вида деятельности либо привлечь соисполнителя, имеющего лицензию на хранение и реализацию лома черных и цветных металлов".
Как пояснил представитель Заказчика, услуги по реализации лома цветных и черных металлов, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав услуг, являющихся объектом закупки. Кроме того, в силу специфики объекта закупки, в ходе исполнения контракта не представляется возможным спрогнозировать наличие или отсутствие указанного имущества для передачи на реализацию.
В связи с чем, проанализировав положения проекта государственного контракта, учитывая объект закупки, Инспекция Оренбургского УФАС России, в данном случае, нарушений Закона о контрактной системе не усматривает.
В п. 7 проекта государственного контракта, Заказчиком установлено: "Иметь на праве собственности или аренды/безвозмездного пользования для экспонирования движимого имущества помещение площадью не менее 300 кв. м, с применением торгового оборудования (стеллажи, витрины, ценники, и пр.), а также открытую (закрытую) площадку, расположенную на территории Оренбургской области, принадлежащую Исполнителю на праве собственности или аренды/безвозмездного пользования для экспонирования авто/мото и специальной техники площадью не менее 500 кв.м. Право аренды/безвозмездного пользования на помещение и земельный участок, используемый для целей размещения площадки с указанными характеристиками, должно быть заключено на срок не менее 30.11.2023 г.".
Обществом не предоставлено достаточных доказательств неправомерности установления Заказчиком данных требований в проекте государственного контракта.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в случае, если потенциальному участнику закупки не представляются понятным и те или иные положения извещения, проекта контракта, он может подать соответствующий запрос о разъяснении положений извещения о закупке. Между тем, Заявитель своим правом не воспользовался, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не подавал.
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Инспекцией Оренбургского УФАС России установлено, что Обществом была подана заявка на участие в электронном аукционе N 0153100006223000004, которая, в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2023 г. N ИЭА1, заняла второе место.
В связи с признанием участника, занявшего первое место, уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 17.04.2023 г. N ППУ20_1), Заказчиком 17.04.2023 г. проект контракта направлен на подпись ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ". Протокол разногласий Обществом в адрес Заказчика не направлялся.
28.04.2023 г. между Заказчиком и ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ" заключен государственный контракт N 10 на оказание услуг по реализации конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также задержанного имущества, вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающиеся быстрой порче, в том числе лома черных и цветных металлов, на территории Оренбургской области.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция,
РЕШИЛА:
В действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области при проведении электронного аукциона на услуги по реализации конфискованного, бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативно правовыми актами РФ, а также вещественных доказательств по уголовным делам и изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающиеся быстрой порче (номер извещения N 0153100006223000004), в части доводов изложенных в жалобе ООО "РИЭЛТ ИНВЕСТ", Инспекцией Оренбургского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 14 июня 2023 г. N 056/10/99-618/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023