Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 июня 2023 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:, Членов Комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ромашкинская средняя общеобразовательная школа" с. Ромашкино Курманаевского района Оренбургской области -
представитель ООО "ЛВ" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено,
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" - не явился о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено,
рассмотрев жалобу ООО "ЛВ" на действия Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ромашкинская средняя общеобразовательная школа" с. Ромашкино Курманаевского района Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений МБОУ "Ромашкинская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с. Ромашкино, ул. Дорожная,12 (номер извещения N 0853500000323004563),
УСТАНОВИЛА:
13.06.2023 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛВ" (далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ромашкинская средняя общеобразовательная школа" с. Ромашкино Курманаевского района Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений МБОУ "Ромашкинская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с. Ромашкино, ул. Дорожная,12 (номер извещения N 0853500000323004563) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу - Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что в критерии "Квалификация участников закупки" по показателю "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" Заказчиком неправомерно установлено, что оцениваются и учитываются сведения об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, полученном в результате исполнения только государственных/муниципальных контрактов в рамках Закона о контрактной системе в качестве исполнителя (подрядчика). Таким образом, Заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки заявки на участие в конкурсе.
Представитель Заказчика пояснила, что при подготовке описания Критериев оценки, Заказчиком была допущена техническая ошибка. При этом, представитель Заказчика отметил, что установления требования об опыте выполнения работ не является обязательным условием для участия в процедуре закупки, не может служить основанием заявки участника, а выступает лишь критерием оценки участника, в то время как к участию в закупке могло быть допущено любое лицо независимо от наличия документов, подтверждающих конкретный критерий.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
24.05.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений МБОУ "Ромашкинская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с. Ромашкино, ул. Дорожная,12 (номер извещения N 0853500000323004563).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 099 736,50 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе, электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В соответствии с п. 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение об оценке заявок), для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пп. в п. 24 Положения об оценке заявок, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с пп. д п. 28 Положения об оценке заявок, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения: к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
Таким образом, заказчик определяет критерии оценки заявок в соответствии с Положениями с учетом соблюдения условия о том, что такие критерии не приведут к ограничению числа участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, не допускается установление порядка оценки, приводящего к необоснованному созданию преимуществ отдельным участникам закупки.
При этом, в приложении "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении конкурса в электронной форме N 0853500000323004563, Заказчиком установлено следующее:
"к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на объекте, относящимся к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к вышеуказанным контрактам
и предусматривающий (-ие) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
Проанализировав положения извещения о проведении конкурса в электронной форме N 0853500000323004563, учитывая нормы Положения об оценке заявок, Комиссия Оренбургского УФАС Росси приходит к выводу о том, что установление указанного требования ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют. Таким Образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения положений ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, пп. д п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604, что влечет административную ответственность по ч. 4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает необходимым выдать предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛВ" на действия Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Ромашкинская средняя общеобразовательная школа" с. Ромашкино Курманаевского района Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт помещений МБОУ "Ромашкинская СОШ" по адресу: Оренбургская область, Курманаевский район, с. Ромашкино, ул. Дорожная,12 (номер извещения N 0853500000323004563) обоснованной.
2. Признать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Ромашкинская средняя общеобразовательная школа" с. Ромашкино Курманаевского района Оренбургской области нарушившим положения ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе, пп. д п. 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604.
3. Выдать Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Ромашкинская средняя общеобразовательная школа" с. Ромашкино Курманаевского района Оренбургской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 19 июня 2023 г. N 056/06/106-645/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023