Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУСОН "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):;
ООО "МАПО" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N14133-ЭП/23 от 06.06.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовке и переподготовке сотрудников по программе: "Безопасность эксплуатации тепловых энергоустановок потребителей" для СПб ГБУСОН "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Фрунзенского района Санкт-Петербурга" в 2023 году (извещение N 0372200240123000046) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200240123000046. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 600,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом закупки является Оказание услуг по обучению на курсах повышения квалификации, подготовке и переподготовке сотрудников по программе: "Безопасность эксплуатации тепловых энергоустановок потребителей" для СПб ГБУСОН "Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Фрунзенского района Санкт-Петербурга" в 2023 году.
Описание объекта закупки установлено, в том числе, электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком предусмотрено следующее: "После прохождения слушателями дистанционного обучения и успешной итоговой аттестации выдать документы об образовании установленного образца: выписка из протокола проверки знаний и правил работы в энергоустановках, удостоверение установленного образца, заверенное в Ростехнадзоре, журнал проверки знаний".
Образовательные отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в сфере образования и науки регулируются, в том числе, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273-ФЗ (далее- Федеральный закон N273-ФЗ).
Статьей 74 Федерального закона N273-ФЗ предусмотрено, что профессиональное обучение (предмет закупки) завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Статьей 60 Федерального закона N273-ФЗ предусмотрено, что Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Порядок проведения проверки знаний в области энергетического надзора в СЗУ Ростехнадзора регулируется Положением об отраслевой территориальной комиссии СЗУ Ростехнадзора, утвержденного Приказом СЗУ Ростехнадзора NПР-240-4-о от 13.01.2021 (далее - Положение).
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что основанием для организации проведения проверки знаний норм и правил является представление в Ростехнадзор заявления работодателя о направлении работников на проверку знаний.
Основанием для составления и оформления графиков проверки знаний является заявление работодателя. Графиками устанавливаются время и место проведения проверки. Графики утверждаются председателем комиссии Ростехнадзора. Решение о времени и месте проведения проверки знаний принимает председатель комиссии Ростехнадзора (пункты 7 и 12, 16 Положения).
Исходя из вышеизложенного, проверка знаний в Ростехнадзоре не относится к компетенции образовательных организаций, а также указывают, что проверка знаний в Ростехнадзоре не является и не может расцениваться как часть образовательной услуги, в том числе как форма итоговой аттестацией, не может проводиться образовательной организацией и может быть обеспечена работодателем самостоятельно
Аналогичные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу NА81-6531/2021, Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу NА81-3872/2022.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАПО" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июня 2023 г. N 44-2300/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023