Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПБ ГКУ "Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителей ИП Коковиной Ольги Тахиржановны (далее - Участник, Поставщик, ИП Коковина О.Т.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14563-ЭП/23 от 09.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку офисных кресел для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200134523000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.01.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку офисных кресел для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0372200134523000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 141 505,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.01.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признана ИП Коковина О.Т.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Коковиной О.Т. заключен государственный контракт N 03722001345230000030001 от 03.02.2023 на сумму 141 106,57 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.3.2, 4.4.6, 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Коковиной О.Т.
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку офисных кресел для обеспечения нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар) в срок не более 30 календарных дней с даты заключения Контракта (п. 3.1 Контракта), т.е. до 06.03.2023.
Поставка Товара Участником была осуществлена 09.03.2023.
В соответствии с п. 3.2 Контракта приемка поставленного Товара осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства, ст. 94 Закона о контрактной системе и условиями Контракта.
16.03.2023 представителем ИП Коковиной О.Т. была осуществлена сборка одного офисного кресла в присутствии членов приемочной комиссии Заказчика. По результатам сборки одного офисного кресла членами приемочной комиссии Заказчика была проведена его экспертиза, в результате которой установлено, что поставленный Участником Товар по техническим и функциональным показателям не соответствует требованиям, установленным Контрактом. Также членами приемочной комиссии Заказчика был осуществлен визуальный осмотр заводских коробок, в которые упакованы офисные кресла, в ходе которого установлено, что весь поставленный Участником Товар одного завода-производителя с одинаковыми техническими и функциональными показателями. В связи с чем, членами комиссии Заказчика было принято решение о нецелесообразности продолжения сборки поставленных Участником офисных кресел.
30.03.2023 в адрес Участника Заказчиком направлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке Товара (исх. N 01-11/491), согласно которому Участник должен был осуществить замену Товара в срок до 14.04.2023.
Согласно п. 4.1.3 Контракта Поставщик обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Однако в срок, указанный в мотивированном отказе, Участником замена Товара не была осуществлена.
19.04.2023 Заказчиком в адрес Участника была направлена Претензия (исх. N 01-11/576), согласно которой Участник должен уплатить штраф в бюджет Санкт-Петербурга в размере 14 110,66 рублей в срок до 24.04.2023, а также указано требование об осуществлении замены Товара. Однако по состоянию на 29.05.2023 замена Товара Участником не осуществлена, неустойка не уплачена.
С учетом вышеизложенного, Заказчик, руководствуясь п. 2 ст. 450.1. Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 4.4.6, п. 11.2 Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.05.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Коковиной О.Т. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.06.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что причиной неисполнения ИП Коковиной О.Т. обязательств по Контракту послужило начало Специальной военной операции на Украине. У ИП Коковиной О.Т. отсутствовал доступ к взаимодействию с большинством производителей, а технические возможности производителей, оставшихся на территории Российской Федерации, стали ограничены.
Согласно Спецификации к Контракту существенным условием было наличие у кресел механизма качания с фиксацией в нескольких положениях наклона и регулировкой под личный вес пользователя - Мультиблок. Однако, учитывая сложившиеся обстоятельства, Участнику оказалось затруднительно найти производителя, использующего данную технологию. Доступные заводы производители выпускают продукцию без использования данной технологии. Данная ситуация обусловлена недостаточным импортозамещением.
В переговорах с производителем Участником указывалась необходимость использования данной технологии. За невозможностью точного исполнения заказа в произведённых товарах использовались технологии максимально приближенные к заявленным.
По поводу несоответствия первой партии товара, поставленной Заказчику, (по высоте), представитель Участника сообщил, что образовавшаяся разница в заявленной высоте кресел и фактической является отклонением, допущенным производителем, которое было неизвестно ИП Коковиной О.Т. При повторной поставке Товара данное нарушение было исправлено, однако Заказчиком было вновь выявлено несоответствие Товара по другой характеристике.
Таким образом, Участником дважды осуществлялась попытка поставить Товар и исполнить свои обязательства по Контракту, однако ввиду мировой политической ситуации, наложившей ограничения на экономическую и промышленную составляющие, исполнение Контракта со стороны ИП Коковиной О.Т. в соответствии с его условиями не представилось возможным.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Коковиной О.Т. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия ИП Коковиной О.Т. с момента заключения Контракта были направлены на полноценное и добросовестное исполнение в полном объеме.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Участника, учитывая тот факт, что ИП Коковиной О.Т. совершались активные действия, направленные на исполнение Контракта, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Коковиной О.Т. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Коковиной Ольги Тахиржановны, (ИНН: 637721143807), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2023 г. N РНП-78-799/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023