Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ "Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта" (далее - Заказчик):
ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14562-ЭП/23 от 09.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту асфальта лыжероллерных трасс лыжно-биатлонного стадиона УТЦ "Кавголово" (извещение N 0372100037023000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту асфальта лыжероллерных трасс лыжно-биатлонного стадиона УТЦ "Кавголово" (извещение N 0372100037023000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 815 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" заключен государственный контракт N 04-ЭА/2023 от 24.04.2023 на сумму 8 814 225,00 рублей (далее - Контракт), согласно которому Участник обязался выполнить работы по капитальному ремонту асфальта лыжероллерных трасс лыжно-биатлонного стадиона УТЦ "Кавголово" (далее - Работы), расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, гп Токсово, ул. Лесгафта, д. 35 (далее - Объект).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.4 Контракта предусмотрено право Участника расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 05.05.2023 ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
В своем Решении Участник указал, что представленные Заказчиком документы имели противоречия между собой и не соответствовали заявленным объемам выполняемых Работ.
Так в техническом задании (Приложение N 1 к Контракту) в пп. 4 п. 11 имеется указание на проведение демонтажа покрытия из асфальтобетона только с применением фрезерной техники. Между тем, по мнению Участника, проведение демонтажа с применением фрезерной техники не предусмотрено сметой (Приложение N 2 к Контракту).
Подпунктом 10 п. 11 Технического задания предусмотрено проведение утилизации отходов нерудных материалов, асфальтобетона и других отходов от выполнения Работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставление Заказчику оригинала акта о передаче отходов организации, имеющей соответствующую лицензию на их размещение (утилизацию). Однако, Участник считает, что данные работы также не предусмотрены сметой.
Вместе с тем в Решении Участник обозначил, что до заключения Контракта Заказчик не оповестил и не указал в документации сведения о необходимости проведения Работ под значительным уклоном и в ограниченном пространстве. Данный факт препятствовал ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" выполнить необходимые Работы качественно.
Также сметой Заказчика не предусмотрена доставка материалов на объект, ввиду чего у ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" образовались бы дополнительные непредвиденные расходы.
Учитывая вышеизложенное, Участник принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.05.2023 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 08.06.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил, что односторонний отказ Участника от исполнения контракта является незаконным.
Перед заключением Контракта ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" имело возможность ознакомиться со сметой и техническим заданием, являющемся приложением к Контракту, а также имело возможность направить запрос на предоставление разъяснений в случае необходимости, что ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" сделано не было.
В документации к закупке Заказчиком было предложено ознакомиться с Объектом до заключения Контракта, так как это не просто ремонт дорожного покрытия, а ремонт спортивного объекта, имеющего свою специфику. Был указан телефон контактного лица (главного инженера) для разъяснения вопросов при необходимости.
Перед заключением Контракта Участник не ознакомился с Объектом и не связался с указанным для связи лицом для получения разъяснения имеющихся вопросов.
Также в состав извещения о проведении закупки входило Техническое задание, в котором было прописано условие о перепадах высот.
В п. 11 Технического задания к Контракту "Особые условия при выполнении работ" установлено в том числе "Площадь территории Заказчика составляет 37 Га, перепады высот составляют до 100 метров", то ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" было заранее уведомлено об условиях выполнения Работ, в том числе и о перепаде высот.
Принимая решение об участии в Аукционе и подавая соответствующую заявку, Участник должен был сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Вместе с тем Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение Контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного Аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона, не исполнил требования Контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Таким образом можно сделать вывод, что Участник необоснованно уклонился от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом и, в нарушение ст.ст. 715, 717 ГК РФ, не приступил своевременно к исполнению договора подряда.
Заказчик неоднократно обращался к Участнику в письменной форме (исх. N исх. N 160 от 28.04.2023, исх. N 163 от 02.05.2023), приглашая на приёмку Объекта в работу, а также выражал свою позицию о нежелании Участника выполнять Работы. Однако Объект так и не был принят Участником, к выполнению своих обязательств по Контракту ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" не приступило.
Вышеуказанные обстоятельства ведут к срыву выполнения Работ до начала лыжероллерного сезона и, соответственно к нарушению техники безопасности на лыжероллерных трассах при наличии трещин и разрушений.
По мнению Заказчика, все действия ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" после заключения Контракта носили исключительно недобросовестный характер, являлись не более чем уклонением от исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой", ИНН: 7840036608; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Шидловский Антон Сергеевич, ИНН: 290217255906, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Строительная Компания "МорПитерСтрой" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.06.23 |
13.06.23 |
09.06.23 |
0 |
09.06.23 |
19.06.23 |
16.06.23 |
0 |
21.06.23 |
21.06.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 июня 2023 г. N РНП-78-798/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2023