Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ДПО "Институт культурных программ" (далее - Заказчик):;
ООО "ТК N1" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14671-ЭП/23 от 13.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по перевозке учащихся автобусами в рамках проведения фестивалей: "Дороги Победы" в Санкт-Петербурге и "Морские топонимы Петербурга" (извещение N 0372200162222000019),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по перевозке учащихся автобусами в рамках проведения фестивалей: "Дороги Победы" в Санкт-Петербурге и "Морские топонимы Петербурга" (извещение N 0372200162222000019) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 10 131 875,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.12.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТК N1".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 03722001622220000190001 от 23.12.2022 на сумму 10 131 875,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с Участником, в связи с тем, что Исполнитель не предоставил Заказчику для осмотра все транспортные средства с сопроводительными документами на предмет их соответствия условиям Контракта.
20.02.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.02.2023 в связи с тем, что Исполнителем были предоставлены Заказчику все транспортные средства с сопроводительными документами, соответствующие условиям Контракта.
Однако 29.05.2023 Заказчиком повторно было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила следующее:
В соответствии с п. 2.2.7. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) транспортные средства, предоставляемые Исполнителем, должны пройти обязательное брендирование с нанесением на каждом автобусе рекламного изображения. Под брендированием понимаются монтажные работы по нанесению наружного рекламного изображения (бренда) на транспортное средство.
В соответствии с п. 2.2.8. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) Исполнитель для целей брендирования предоставляет Заказчику своими силами и за свой счет на территорию организации, занимающейся брендированием транспортных средств, специально отведенную для целей монтажа и демонтажа рекламных изображений, транспортные средства. Автобусы под брендирование предоставляются Исполнителем в количестве и сроки в соответствии с графиком монтажных работ. Контракт по брендированию был заключен 03.04.2023.
17.04.2023 график монтажных работ был предоставлен Заказчиком на подпись Исполнителю. Указанный график Исполнителем так и не был подписан. По состоянию на 24.05.2023 Исполнителем вне графика для брендирования предоставлены транспортные средства, из положенных по Контракту 7 (семи) единиц, в количестве только 3 (трех) единиц.
В соответствии с п. 2.2.1 Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) Исполнитель должен предоставить Заказчику транспортные средства (автобусы) вместимостью не менее 55 мест.
21.04.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком Р036 РХ 198) по адресу: Рябовское шоссе, д. 75 вместимостью 30 посадочных мест с опозданием на 35 (тридцать пять) минут по пути следования в Александровский парк, д. 7. По пути следования от Александровского парка, д. 7 до Рябовского шоссе, д. 75 было подано транспортное средство с государственным номерным знаком (А068 МР 198) вместимостью 29 посадочных мест.
В соответствии с п. 2.2.4. Описания объекта закупки Приложение N1 к Контракту) при предоставлении автобусов Исполнителем у водителей в наличии должны быть заказ-наряды в двух экземплярах для каждой поездки.
21.04.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком А 024 КХ 198) по адресу: ул. Маршала Тухачевского, д. 29, в котором отсутствовал заказ-наряд (Акт от 21.04.2023).
27.04.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком М 110 ХЕ 198) по адресу: Большеохтинский пр., д. 18, в котором отсутствовал заказ-наряд (Акт от 27.04.2023).
02.05.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком АН 666 69) по адресу: г. Ломоносов, ул. Скуридина, д.6, литер А, в котором отсутствовал заказ-наряд (Акт от 02 мая 2023).
24.03.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком М 283 ТЕ 198) по адресу: 8-я Красноармейская ул., д. 3, литер А с опозданием на 30 минут. (Акт от 24 марта 2023).
В соответствии с п. 2.2.23. Описания объекта закупки Приложение N1 к Контракту) Исполнитель обязан обеспечить наличие исправного работоспособного кондиционера в салоне автобуса.
23.03.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком X 577 АК 178) по адресу: ул. Бумажная, д. 5, в котором не работал кондиционер и микрофон. (Акт от 23.03.2023)
25.04.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком С 177 МТ 178) по адресу: Новочеркасский пр., д.31, В указанном ТС не работал кондиционер. (Акт от 25 апреля 2023)
03.05.2023 было подано транспортное средство (с государственным номерным знаком В 640 МУ 178) по адресу: г. Ломоносов, ул. Дегтярева, д. 1/7 вместимостью 47 посадочных мест (Акт от 03.05.2023).
В соответствии с п. 2.2.3. Описания объекта (Приложение N1 к Контракту) закупки автобусы должны подаваться по определенному адресу, к определенному времени, с соблюдением времени отправления с учетом времени на посадку пассажиров (из расчета не более 10 минут) и времени прибытия к месту назначения в соответствии с заявкой Заказчика.
Заказчик подал Исполнителю заявку с указанием места и времени подачи автобусов.
19.05.2023 в 12:30 по адресу: г. Санкт-Петербург, территория Лесное, д. 12 для ГБОУ СОШ N 607 и по адресу: г. Пушкин, ул. Московская, д. 2 для ГБОУ СОШ N 606 должны быть поданы транспортные средства. По указанным адресам транспортные средства поданы не были.
20.05.2023 было подано транспортное средство по адресу: пос. Тярлево, ул. Большая, д. 2, лит. А, в котором отсутствовал микрофон (Акт от 20.05.2023).
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 29.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 09.06.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Касательно графика брендирования. Согласно п. 2.2.8. Контракта Автобусы под брендирование предоставляются Исполнителем в количестве и сроки в соответствии с графиком монтажных работ. График монтажных работ предоставляется Заказчиком не позднее 3 (трех) месяцев с момента подписания Контракта с Исполнителем и заверяется подписями Сторон.
Согласно претензии Заказчика график монтажных работ, был представлен Заказчиком на подпись Исполнителя 17.04.2023. Срок предоставления и соответственно согласования графика нарушен именно Заказчиком. Кроме вышеуказанного трехмесячного срока, который был нарушен Заказчиком, иные сроки подписания/согласования графика Контракт не содержит.
Таким образом, Исполнитель никаких сроков касательно графика монтажных работ не нарушал. В связи с тем, что Заказчик нарушил срок согласования графика, именно Исполнитель был вынужден испытать определенные трудности при согласовании графика монтажных работ. Следует отметить, что несмотря на нарушение срока со стороны Заказчика, стороны успели подготовить автобусы к оказанию услуг. Соответственно претензии Заказчика касательно графика монтажных работ являются необоснованными.
Относительно претензии Заказчика касательно количества пассажирских мест (п. 2 и частично п. 4 претензии от 02.06.2023), представитель Участника пояснил следующее. Исполнитель получил список пассажиров Заказчика для осуществления перевозок 21.04.2023 и 03.05.2023. Так как количество пассажиров в указанные дни было существенно меньше 55 чел., сторонами было согласовано оказание услуг на более комфортабельных и более маневренных автобусах меньшей вместимости. Все пассажиры доехали с комфортом. Замена автобусов была согласована сторонами, что в частности подтверждается фактом оплаты услуг Исполнителя, оказанных в указанные дни.
Относительно претензий, касающихся Заказ-нарядов. Действительно согласно Контракту, водитель должен иметь заказ-наряд в двух экземплярах. Однако требование о наличии заказ-нарядов - это требование, вытекающее не только из Контракта, но также из общих положений закона. В частности, согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" при отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда, обязательные реквизиты которого утверждены в Приложении N 4 к Постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586.
Согласно ч. 1 ст. 11.14.2. КоАП РФ, Отказ водителя предъявить договор фрахтования или его копию либо заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, если договор фрахтования заключен в форме заказа-наряда, должностным лицам, уполномоченным на осуществление контроля за наличием у водителей указанных документов, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей. Сведения о привлечении водителей к административной ответственности по ч.1 ст. 11.14.2. КоАП РФ у Исполнителя отсутствуют. По данным Исполнителя в заявленные Заказчиком дни у водителей имелись заказ-наряды, содержащие обязательные реквизиты, утверждённые в Приложении N 4 к Постановлению Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586. В ином случае перевозка не могла быть осуществлена. Между тем Исполнитель осуществил перевозку, Заказчик оплатил услуги Исполнителя.
Относительно кондиционеров представитель Исполнителя сообщает, что все автобусы были оборудованы исправными кондиционерами. На момент перевозки какие-либо претензии от представителей Заказчика в диспетчерскую службу Исполнителя не поступили. После получения претензии Исполнитель провел дополнительную проверку. Учитывая, что претензии относительно кондиционеров касаются в том числе одного прохладного дня 23.03.2023 (+8,+10°) и 25.04.2023, Исполнитель допускает, что кондиционер не был включен, чтобы не простудить пассажиров. Однако во все дни оказания услуг кондиционеры в автобусах находились в исправном состоянии.
Относительно претензии Заказчика касательно неподачи Автобусов и начисления штрафа за 2 случая непредоставления ТС в общей сумме 1031187 (один миллион триста тридцать одна тысяча сто восемьдесят семь) руб. 50 коп., представитель Исполнителя сообщает следуюшее. Согласно п. 2.3.3. Приложения к Контракту, Автобусы должны подаваться по определенному адресу, к определенному времени, с соблюдением времени отправления с учетом времени на посадку пассажиров (из расчета не более 10 минут) и времени прибытия к месту назначения в соответствии с заявкой Заказчика. В претензии указывается, что Заказчик подал Исполнителю заявку с указанием места и времени подачи автобусов. Со слов Заказчика, 19.05.2023 в 12.30 по двум адресам должны были быть поданы транспортные средства, но они поданы не были. Исполнитель не обладает сведениями о заявках на 19.05.2023. Заказчик в свою очередь в претензии не указывает, когда и каким образом была подана заявка на предоставление транспортных средств на 19.05.2023 в 12.30. Исполнитель отрицает факт неисполнения заявки Заказчика. Учитывая, что услуги по Контракту оказываются именно по заявкам, обязанность Исполнителя в подаче ТС и соответственно вина Исполнителя в неподаче транспортного средства без надлежащим образом оформленной заявки отсутствует. В этой связи претензия, касательно факта непредоставления автобусов являются необоснованными.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТК N1" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "ТК N1" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ТК N1" (ИНН: 7811743828) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2023 г. N РНП-78-804/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023