Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик):;
ООО "ТИТУЛ" (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14670-ЭП/23 от 13.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ для модернизации системы водоотведения объекта "Автобусная разворотная площадка по адресу: г. Санкт-Петербург, Крестовский проспект, дом 25, литера А" для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000083),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ для модернизации системы водоотведения объекта "Автобусная разворотная площадка по адресу: г. Санкт-Петербург, Крестовский проспект, дом 25, литера А" для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200004523000083) (далее - Открытый конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 207 627,64 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 NИЭОК1 победителем Открытого конкурса признано ООО "ТИТУЛ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТИТУЛ" заключен государственный контракт N 03722000045230000830001 от 22.05.2023 на сумму 1 100 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.3. Контракта предусмотрено его расторжение по основаниям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.06.2023 ООО "ТИТУЛ" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи со следующими обстоятельствами:
Согласно общей информации о закупке N 0372200004523000083 и приложенной к ней конкурсной документации не предусмотрено выполнение проектно-изыскательских работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Также в закупке отсутствовало требование к Подрядчику о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N349.
Однако после заключения Контракта Заказчиком представлена дополнительная информация: Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N01-21-1006/23-0-1 от 05.05.2023 КГиОП "Ремонт, приспособление для современного использования объекта культурного наследия в части сетей водоотведения", согласно которого:
1. Объект закупки - Автобусная разворотная площадка по адресу: г. Санкт-Петербург, Крестовский проспект, дом 25, литера А (земельный участок кад. N78:07:0003283:4) является объектом культурного наследия.
2. Согласно раздела 1 и 2 Задания необходимо выполнить предварительные работы и комплексные научные исследования с получением разрешения КГиОП на выполнение научно-исследовательских, изыскательских работ.
3. Согласно раздела 3 Задания необходимо выполнить проект ремонта, приспособления для современного использования объекта культурного наследия в части сетей водоотведения на основе научно-исследовательской документации, выполненной по разделам 1 и 2.
4. Согласно п.11 Дополнительные требования и условия: К проведению работ по сохранения объекта культурного наследия (включая проектные работы) допускаются юридические лица, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N349.
Исходя из вышеизложенного, а также на основании п.6.3.6 и п.8.18 Контракта ООО "Титул" не имеет возможности выполнить работы, согласно Задания КГиОП N01-21-1006/23-0-1 от 05.05.2023 в связи с отсутствием у ООО "Титул" лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Кроме того, вышеуказанный перечень работ, в том числе разделы проекта по ОКН, по Заданию КГиОП не предусмотрен Заданием на проектирование к Контракту, а также затраты на выполнение данных видов работ и разделов не учтены Сметным расчетом (стоимостью Контракта).
Существующие расценки применены без учета выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, что существенно занижает стоимость выполнения работ по Контракту с учетом требований Задания КГиОП. Следовательно, условия Контракта не обеспечивают возможности реализации необходимых проектных и научно-исследовательских работ в полном требуемом законодательством РФ объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 450.1 ГК РФ, Участник реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения государственного контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия ООО "ТИТУЛ" Решения, Заказчиком устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 13.06.2023.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В соответствии с пп. 1.2, 1.3 Контракта результат выполненных Работ должен соответствовать требованиям Контракта, Описанию объекта закупки (Технического задания) (Приложение N1 к Контракту); результатом выполненных Работ является проектная документация, а также рабочая документация, соответствующие требованиям Приложения N1 к Техническому заданию (далее - Документация).
Пунктом 4.4. Контракта определяет обязанность Подрядчика выполнить Работы в объеме и перечне согласно Приложениям N1 и 2 к Техническому заданию.
На основании пп. 6.3.1, 6.3.2 Контракта Подрядчик выполняет Работы:
- с соблюдением всех требований, предъявляемых к количественным характеристикам (объему) Работ согласно п.7 Технического задания, к качеству и техническим характеристикам согласно п.8 Технического задания, к безопасности, гарантиям качества, указанным в Контракте, Техническом задании, и приложениях к нему, а также с соблюдением требований и норм законодательства Российской Федерации, регулирующих выполнение Работ по Контракту;
- в соответствии с Приложениями N1 и 2 к Техническому заданию, в сроки в соответствии с п.4.1 Контракта и Календарным планом выполнения работ (Приложение N 5 к Техническому заданию).
Вместе с тем система водоотведения, являющаяся предметом Контракта, не является объектом культурного наследия, но согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" (далее - Закон N 870-7), расположена на территории 03P3-2(07)01 (объединенной зоны регулирования застройки), и к ней установлены определенные Законом N820-7 требования. В связи с чем, все вышеуказанные разделы Контракта и Документации содержат в себе необходимую для Подрядчика информацию:
1. п. 13 Задания на проектирование (Приложение N 1 к Техническому заданию) предусматривает необходимость получения Подрядчиком согласования документации в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГиОП);
2. п. 1 Задания КГиОП (Приложение N 2 к Техническому заданию) дает четкое описание Объекта: "Приморский парк Победы, объект культурного наследия регионального значения, решение ЛГИ от 31:10.1988 N849";
3. в п.п. 9.1, 9.7 Задания КГиОП одним из условий проведения Работ предусмотрено: предоставление проектной документации на согласование в КГИОП; проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению объекта силами лиц, имеющих лицензию на право осуществления деятельности по реставрации объектов культурного наследия".
Однако 24.05.2023 от ООО "ТИТУЛ" в адрес СПб ГКУ "Организатор перевозок" поступило письмо от 23.05.2023 N 0523.-2 (вх. N 01-10-4654/23-0-0 от 24.05.2023) с просьбой расторгнуть Контракт по соглашению сторон в связи с отсутствием у ООО "ТИТУЛ" лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, в том числе, предоставление Заказчиком нового задания КГиОП.
По данному вопросу Заказчик пояснил, что актуализированная версия задания КГиОП получена Заказчиком в связи с истекшим сроком действия задания, приложенного к исходной документации, и дополнительных требований не содержит.
Таким образом, в Контракте и Документации Заказчик в полном объеме отразил всю необходимую информацию об Объекте, что при внимательном изучении со стороны Подрядчика, позволило бы избежать данной ситуации и позволить Заказчику заключить контракт с участником, имеющим соответствующую лицензию на работы по разработке проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в составе извещения, наряду с другими документами, было опубликовано Описание объекта закупки (Техническое задание), которое содержало, в частности, Задание N2-5489-1 от 25.08.2009 на научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы по сохранению объекта (выявленного объекта) культурного наследия (Приложение N2 к Описанию объекта закупки (Техническому заданию).
Согласно пункту 11 данного задания срок его действия составляет 3 года со дня выдачи КГиОП, и подлежит продлению Заказчиком.
В соответствии с пунктом 12 задания, задание прекращает свое действие в следующих случаях:
- если в течение срока действия задания заказчик (уполномоченное лицо) не разработал и не согласовал с КГиОП документацию (в случае если задание выдается на выполнение проектной документации) либо не выполнил работ (в случае если задание выдается на выполнение работ);
- если объект исключен из числа объектов (выявленных объектов) культурного наследия.
Вместе с тем указанное задание не содержало сведений о его продлении Заказчиком, что могло ввести в заблуждение Участника закупки, так как при подаче заявки Участник исходит из того, что Приложение N2 к Описанию объекта закупки (Техническому заданию) является недействующим, содержит неактуальные сведения и не подлежит применению при выполнении работ, предусмотренных объектом закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТИТУЛ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ТИТУЛ" (ИНН: 7839376014) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июня 2023 г. N РНП-78-803/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023