Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "ПРОСПЕРИТИ" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 14450-ЭП/23 от 08.06.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на Лот N 61: Оказание услуг по содержанию искусственных дорожных сооружений (в том числе локальных очистных сооружений) на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Ленинградской области: автомобильная дорога А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндской Республикой, Выборгский и Всеволожский районы, Ленинградская область; автомобильная дорога Р-21 "Кола" Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, Всеволожский, Кировский, Волховский и Лодейнопольский районы, Ленинградская область; автомобильная дорога Р-23 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель - граница с Республикой Беларусь, Гатчинский и Лужский районы, Ленинградская область; автомобильная дорога М - 10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург, Тосненский район, Ленинградская область; автомобильная дорога А-120 "Санкт-Петербургское южное полукольцо" Кировск - Мга - Гатчина - Большая Ижора, Ломоносовский, Гатчинский, Тосненский и Кировский районы, Ленинградская область; автомобильная дорога А-121 "Сортавала" Санкт-Петербург - Сортавала - автомобильная дорога Р-21 "Кола", Всеволожский и Приозерский районы, Ленинградская область (извещение N 0372100009923000047) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 23.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100009923000047.
Начальная (максимальная) цена контракта - 981 229 164, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
По ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
16.06.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Предметом закупки являются услуги (работы) по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Ленинградской области.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным Заказчиком возражениям, автомобильные дороги А-120 "Санкт-Петербургское южное полукольцо" и А-181 "Скандинавия", а так же участки автомобильных дорог Р-21 "Кола", Р-23, М-10 "Россия" и А-121 "Сортавала", на которых находятся искусственные сооружения, расположены в только в Ленинградской области.
Все указанные автомобильные дороги объединены в единую федеральную дорожную сеть посредством автомобильной дороги А-120 "Санкт-Петербургское южное полукольцо" и участку автомобильной дороги А-181 "Скандинавия" "Магистральная", что очевидно следует из представленной схемы (Приложение N 1).
Данная сеть автомобильных дорог находится на территории Ленинградской области, относится ко II дорожно-климатической зоне (СП 34.13330.2021 "СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги") и находится в едином климатическом поясе.
В наименовании закупки, а также во всех документах о закупке, указано, что оказание услуг по содержанию искусственных сооружений исполнитель должен осуществлять только в границах Ленинградской области.
Предметом закупки является единый вид работ - оказание услуг по содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге общего пользования федерального значения.
К содержанию искусственных сооружений на автомобильной дороге применяются единые требования, которые содержатся в Приложении N1 к Извещению, в Приложении N5 к Извещению.
Формирование объекта закупки именно таким образом необходимо для обеспечения надлежащего уровня содержания, своевременного и единообразного осуществления исполнителем обязанностей по содержанию дороги и реагирования в чрезвычайных ситуациях, в рамках единого технологического процесса.
Заказчик объединил в один лот технологически и функционально связанные работы по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах в Ленинградской области, что соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Объединение в один лот аналогичных работ на указанной дороге и привлечение подрядных организаций, обладающих достаточными материальными, трудовыми и экономическими ресурсами для надлежащего выполнения принимаемых на себя обязательств по государственным контрактам соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе и не нарушают Закон N 135-ФЗ.
Организация работ, финансовое планирование и организация труда относятся к внутрихозяйственной деятельности исполнителя, а требования документации и положения ГК РФ не запрещают участнику закупки привлекать соисполнителей и субподрядчиков, в том числе из организаций, имеющих территориально более выгодное расположение для производства работ.
Содержание искусственных сооружений - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3 Федерального закона от 08.1 1.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Заказчик, формируя объект закупки, прежде всего, должен исходить из положений Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Включение в один лот услуг (работ) по содержанию искусственных сооружений автомобильной дороге на всей протяженности вызвано необходимостью определения исполнителя, способного обеспечить выполнение комплекса работ с уровнем содержания не ниже допустимого, согласно потребностям Заказчика, в оказании услуг по содержанию надлежащего качества с целью удовлетворения необходимости в поддержании безопасного и бесперебойного движения на дороге, особенно в зимнее время.
Заказчиком объединены однотипные, технологически и функционально связанные работы, финансируемые из одного источника - бюджета Российской Федерации, на автомобильной дороге общего пользования федерального значения.
Рассматриваемые работы имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечения надлежащего состояния объектов транспортной инфраструктуры. Предметом документации об закупке является содержание искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог. Перечень работ определен Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, которым утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация).
Действующее законодательство не предусматривает запрет выставлять на торги единым лотом предлагаемый к поставке объем (количество) работ (услуг), которые в силу своей специфики могут быть разделены на отдельные части.
Услуги (работы) по содержанию искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог, выполняемые в рамках данного лота, идентичны, не отличаются друг от друга и имеют одинаковое потребительское значение. Критериев, по которым следует делить сеть автомобильных дорог для выполнения работ по содержанию, в действующем правовом регулировании не установлено.
Осуществляя данную закупку, определяя предмет контракта, объем выполняемых работ по контракту, Заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.
Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право самостоятельно определять объект закупки, исходя из существующих нужд и потребностей. Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не предусматривает каких-либо специальных требований к порядку определения объекта закупки, не содержит норм, регламентирующих выбора подхода по такому определению.
При формировании лота электронного аукциона Заказчик руководствовался разъяснениями ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20, в которых указаны критерии, нарушения которых в совокупности свидетельствует о неправомерности формирования лотов, в том числе:
- срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев;
- начальная (максимальная) цена (далее - НМЦК) лота для объектов, расположенных в I-III климатических зонах не должна превышает 1 млрд, рублей.
На участие в закупке было подано две заявки, что подтверждает факт проведения закупки с соблюдением принципа равнодоступности при проведении торгов. В данном случае в полной мере реализованы как возможность участия в торгах отдельных участников рынка, так и возможность соперничества за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта.
Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что действия Заказчика привели к нарушению прав и законных интересов Заявителя, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 24, 42, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПРОСПЕРИТИ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2023 г. N 44-2379/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023