Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):;
ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14856-ЭП/23 от 13.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту: "Строительство Красносельско-Калининской линии от станции "Казаковская" до станции "Обводный канал-2" с электродепо "Красносельское". Электродепо "Красносельское" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002519000110),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 31.05.2019 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту: "Строительство Красносельско-Калининской линии от станции "Казаковская" до станции "Обводный канал-2" с электродепо "Красносельское". Электродепо "Красносельское" для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002519000110) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 60 146 434,98 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 23.07.2019 NППИ1 победителем Конкурса признано ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N ПМ-15/2019 от 05.08.2019 на сумму 65 428 444,61 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.9. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 29.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила следующее:
Согласно дополнительному соглашению от 06.09.2021 N 2 к Контракту срок завершения выполнения работ по Контракту - 13.12.2021, срок действия Контракта - 31.12.2021. В соответствии с п. 3.1 Контракта в редакции дополнительного соглашения от 06.09.2021 N 2 стоимость работ по Контракту 65 428 444,61 руб.
В соответствии с требованиями ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с согласованными сторонами условиями и требованиями закона.
Согласно п. 1.2 Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы в объеме и в сроки согласно Контракту.
В соответствии с п. 1.3 Контракта СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Дирекции) осуществляет функции технического заказчика, технический надзор и контроль.
В соответствии с п. 4.2 Контракта результатом работ по Контракту является откорректированная проектная документация, состоящая из текстовой и графической частей и разработанная в соответствии с условиями Контракта, получившая положительное заключение государственной экспертизы.
Согласно п. 3.5 Контракта в редакции дополнительного соглашения от 06.09.2021 N 2 средства в размере 20 % от общей стоимости работ по Контракту в сумме 13 085 688,92 руб. (Тринадцать миллионов восемьдесят пять тысяч шестьсот восемьдесят восемь рублей 92 копейки) выплачиваются Подрядчику после получения соответствующих заключений государственной экспертизы.
Между Комитетом и ФАУ "Главгосэкспертиза России" заключен государственный контракт от 23.12.2021 N 4865Д-21/ГГЭ-09111/15-01/БС на проведение государственной экспертизы проектной документации по Объекту. Замечания ФАУ "Главгосэкспертиза России" представлены в Комитет письмом от 29.01.2022 N 04667-22/ГТЭ-09111/15-01 и направлены Подрядчику письмом Дирекции от 04.02.2022 N 09-701/22-0-0.
Повторные замечания ФАУ "Главгосэкспертиза России" представлены в Комитет письмом от 16.03.2022 N 13372-22/ГГЭ-09111/15-03, замечания практически дублируют замечания, представленные письмом от 29.01.2022, что свидетельствует о низком качестве и темпе отработки замечаний.
Согласно п. 5.2.11 Контракта в случае получения замечаний государственной экспертизы при приемке документации или процессе проведения государственной экспертизы Подрядчик обязан в согласованный с Заказчиком Санкт-Петербурга срок оперативно без дополнительной оплаты устранить замечания и представить откорректированную документацию Заказчику Санкт-Петербурга для передачи в государственную экспертизу.
Однако ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" не были выполнены условия Контракта, замечания устранены не были.
13.04.2022 получено отрицательное заключение государственной экспертизы N 78-1-2-0150-22 (далее - отрицательное заключение), выданное ФАУ "Главгосэкспертиза России" по результатам проверки проектной документации и инженерных изысканий строительства Объекта. В содержащихся в отрицательном заключении выводах, в том числе указаны следующие замечания, которые свидетельствуют о ненадлежащем выполнении работ именно Подрядчиком:
- графическая часть разработана на основании инженерно-топографического плана, который не соответствует плану, представленному в томе инженерно-геологических изысканий;
- проектная документация не увязана с участком от ст. "Казаковская";
- отсутствует оценка взаимного влияния и влияния на окружающую застройку;
- не представлены расчеты обделки и основания ветки в депо по прочности и устойчивости;
- конструктивные решения по зданиям депо не обоснованы;
- не представлены расчеты конструкций зданий на аварийную ситуацию и прогрессирующее обрушение;
- не представлены решения по обеспечению пространственной жесткости и устойчивости;
- не обоснована пожарная безопасность;
- проектная документация разработана не на материалах результатов инженерно-геодезических изысканий, представленных в экспертизу;
- представленная карта фактического материала не соответствует разделу 2 планировочной организации земельного участка;
- не определена зона влияния от нового строительства, не представлены результаты обследования грунтов основания сооружений, попадающих в зону влияния от нового строительства и технологически используемых сооружений;
- не представлены результаты инженерных изысканий по проектируемым сооружениям;
- не представлена результаты изысканий по участку ветки в депо;
- не представлены инженерно-геологические разрезы и профили по сооружениям;
- не выполнены обследования зданий и сооружений в зоне слияния строительства.
Отрицательное заключение направлено Подрядчику письмом Заказчика Санкт-Петербурга от 20.07.2022 N 1-68/22-0-ДСП.
Таким образом, по состоянию на 25.05.2023 обязательства Подрядчика по выполнению работ не исполнены, проектная документация по Объекту, получившая положительное заключение государственной экспертизы, в адрес Заказчика Санкт-Петербурга не представлена, результат Контракта не достигнут.
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.06.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
11.02.2020 между Заказчиком, Подрядчиком и СПб ГКУ ДТС (далее - Дирекция) был составлен акт о приостановке выполнения работ по Контракту в связи с непредставлением Заказчиком полного комплекта исходных данных.
Согласно акту, подписанному между Заказчиком и Подрядчиком 25.10.2022 возобновление работ должно состояться после устранения Заказчиком следующих препятствий, указанных в акте:
- Подрядчику не предоставлена утвержденная документация по планировке территории.
- Подрядчику не предоставлены для корректировки и прохождения государственной экспертизы тома проектной документации со штампом "Секретно", получившие отрицательное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" N 78-1-2-3-0150-22 от 13.04.2022, согласно письму Подрядчика от 24.08.2022 N 4890.
- Отсутствует решение вопроса о выполнении дополнительных работ, не входящих в объемы работ по Контракта, а также не определен источник финансирования дополнительных работ (письма Института от 13.09.2022 N 5332 и от 11.10.2022 N 5955, Протокол N б/н от 19.10.2022).
На дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обстоятельства, указанные в Акте от 25.10.2022 и препятствующие возобновлению работ по Контракту, устранены не были.
Подписание Заказчиком указанного акта, помимо прочего, свидетельствует о том, что Заказчик признает вышеуказанные обстоятельства в качестве надлежащих оснований для приостановки работ.
Также следует отметить, что исполнение Заказчиком обязательства, предусмотренного п. 1 ч. 6 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ и п. 37 Задания на выполнение работ (утвержденной документации по планировке территории), состоялось с просрочкой более чем на 2,5 года (с августа 2019 г. по февраль 2023 г.). Более того, не смотря на запросы Подрядчика от 10.04.2023 N 2328, от 22.05.2023 N 3112 о предоставлении исходных данных в части сведений о границах зон планируемого размещения линейного объекта в отношении подземной части сооружения, они не были представлены Подрядчику и на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе.
Тем не менее, действуя разумно и добросовестно, Подрядчик, в отсутствии полного комплекта исходных данных, осуществлял выполнение работ по Контракту.
Срок завершения выполнения работ по контракту - 13.12.2021 (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 06.09.2021).
В рамках данного срока Подрядчик передал Заказчику откорректированную проектную документацию, а Заказчик, подписанием актов сдачи-приемки выполненных работ N 1 от 13.12.2019, N 2 и N 3 от 30.09.2021, принял выполненные работы в полном объеме.
Стоимость принятых и оплаченных Заказчиком работ составила 52 342 755,69 руб. Остаток предусмотренной Контрактом стоимости работ в размере 13 085 688,92 руб., в соответствии с п. 3.5 Контракта, должен быть оплачен Заказчиком в течении 30 календарных дней с момента получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
13.04.2022 ФАУ "Главгосэкспертиза России" было выдано отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации N 78-1-2-0150-22 (далее - отрицательное заключение), полученное ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" вх. N3551/1 от 27.07.2022.
Получение отрицательного заключения обусловлено, в том числе, отсутствием утвержденного проекта планировки территории линейного объекта.
Также по существу замечаний, указанных в отрицательном заключении, Общество неоднократно выражало свою позицию, зафиксированную в переписке и протоколах совещаний.
В рамках исполнения решений совещания от 19.10.2022 Подрядчик письмом от 28.10.2022 N 6393 направил Заказчику расчет сметной стоимости дополнительных работ, а письмом N 6382 - график завершения работ по объекту. Письмом от 09.12.2022 N 7504 Подрядчик направил Заказчику подписанное со своей стороны дополнительное соглашение N 4 с выделением лимитов на 2023 год.
Все вышеуказанные обращения оставлены Заказчиком без ответа, дополнительное соглашение - без подписания.
Также Заказчик считает, что Подрядчиком нарушены требования, указанные в п. 4.8, п. 5.2.10 Контракта, что в соответствии с ч. 3 ст. 450.1 ГК РФ, является основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта.
При этом, дополнительным соглашением N 3 от 16.05.2022 стороны зафиксировали обязательство Подрядчика в срок до 31.12.2022 предоставить Заказчику действующую лицензию ФСБ России на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. В случае непредставления такой лицензии, Заказчик оставил за собой право отказа от исполнения контракта в соответствии с п. 7.9. Данное обязательство было своевременно (вх. КРТИ от 05.08.2022 N 01-15-11347/22-0-0) исполнено Подрядчиком, что исключило возможность одностороннего отказа Заказчика в связи с указанными обстоятельствами.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "НИИПРИИ "Севзапинжтехнология" (ИНН: 7801187593) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2023 г. N РНП-78-824/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023