Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова" (далее - Заказчик), действующей на основании доверенности от 19.06.2023 б/н,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "ДрагСтор" (далее - Заявитель, ООО "ДрагСтор"), надлежащим образом извещенных уведомлением от 14.06.2023 N АК/1086/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "ДрагСтор", рассмотрев жалобу ООО "ДрагСтор" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0379200006723000173 "Поставка лекарственных препаратов медицинского применения для обеспечения государственных нужд" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "ДрагСтор" на действия Заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки аукциона составлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "ДрагСтор" в сфере предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ООО "ДрагСтор" Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России состоялось 19 июня 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "ДрагСтор", проанализировав письменные пояснения, представленные Заказчиком, выслушав представителя Заявителя, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
06.06.2023 в 16:14 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован электронный аукцион N 0379200006723000173 "Поставка лекарственных препаратов медицинского применения для обеспечения государственных нужд" (извещение о проведении аукциона - 06.06.2023 в 16:14 ч.) с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 1 625 070,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 06.06.2023 в 16:14 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 14.06.2023 в 11:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0379200006723000173 объектом закупки является "Поставка лекарственных препаратов медицинского применения для обеспечения государственных нужд".
Заказчиком в описании объекта закупки установлены следующие требования к закупаемому товару:
|
Комиссией Управления установлено, что согласно Государственного реестра лекарственных средств для лекарственного препарата МНН Добутамин (концентрат для приготовления инфузий в дозировке 12,5 мг/мл) содержит сведения о единственном препарате, который в настоящий момент находится в обращении в дозировке 12,5 мг/мл является препарат с регистрационным удостоверением ЛП-002158.
Согласно инструкции по применению МНН Добутамин можно предварительно подвергать разбавлению. Для этого можно использовать 5 % раствора декстрозы (глюкозы), 0,9% раствор натрия хлорида, раствор Рингера- лактат.
При этом, Комиссией Управления установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона содержится требование к поставке единственного товара Натрия Хлорид, раствор для инфузий, 9 мг/мл.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке препарата среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один уникальный препарат единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный препарат имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого препарата партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Вместе с этим на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснила, что при разработке документации об аукционе Заказчиком была допущена техническая ошибка, которая заключается в том, что не была указана возможность поставки эквивалентных лекарственных форм лекарственного препарата с МНН Добутамин, а также возможность поставки данного лекарственного препарата в иной дозировке.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки.
При проведении внеплановой проверки размещенной закупки Комиссией Управления были установлены следующие нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 с. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно представленным материалам дела и данным с сайта Единой информационной системы в адрес Заказчика от участника закупки направлен запрос о даче разъяснений положении извещения.
В свою очередь Заказчиком в ответ на указанный запрос опубликованы разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N 0379200006723000173 со следующим содержанием: "Настоящим сообщаем, что нами установлено, что с международным непатентованным наименованием "Добутамин" в государственном реестре лекарственных средств зарегистрированы лекарственные препараты со следующими торговыми наименованиями: "Добутел", "Добутамин", "Добутамин-МР", "Добутамин Адмеда", "Добутамин Гексал". Согласно государственному реестру лекарственных средств, "Добутамин" изготавливается в следующих лекарственных формах: "лиофилизат для приготовления раствора", "концентрат для приготовления раствора", "раствор". В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (далее - Закон об обращении лекарственных средств), лекарственная форма - состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта. Следовательно, различные (по наименованию) лекарственные формы, соответствующие одному способу введения и применения и обеспечивающие достижение необходимого лечебного эффекта, следует относить к взаимозаменяемым лекарственным формам. Таким образом, лекарственные формы: "лиофилизат для приготовления раствора", "концентрат для приготовления раствора", "раствор" являются эквивалентными, поскольку требуют предварительного разведения растворителем. В организм человека парентеральным путем вводится не лиофилизат или концентрат, а раствор, различия таких лекарственных форм не отражаются на терапевтическом воздействии и способе введения лекарственных препаратов в организм пациента. Кроме того, в одном лоте с "Добутамином" заказываются растворы (натрия хлорид и т.п.), которые в обязательном порядке необходимы для применения "Добутамина", то есть, являются необходимой составляющей данного лекарственного средства. Также, следует отметить, что при формировании лота учитывались ограничения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 929. Таким образом, заказчик объединил в один лот лекарственные средства с МНН, которые имеют на российском рынке соответствующие аналоги, а аукционная документация, соответствует всем требованиям закона о контрактной системе."
Таким образом, действия Заказчика разместившего разъяснения положений извещения об осуществлении закупки изменяющий суть извещения об осуществлении закупки нарушают требования ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с вышеизложенным и допущенной технической ошибкой, Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, принято решение об отмене проведения закупки N 0379200006723000173.
В связи с тем, что закупка отменена, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДрагСтор" обоснованной.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч.5 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 19 июня 2023 г. N 009/06/106-47/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023