Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Мирошниченко А.В.,
от заявителя - в отсутствие представителя,
от уполномоченного органа - Мирошниченко А.В.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Балтинжиниринг" на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" г. Пятигорска, уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121300035323000069 "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Лесопарковая зона в поселке Свободы с благоустройством набережной (в районе ул. Набережной) в г. Пятигорске"".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Закона N 44-ФЗ принята к рассмотрению и назначена на 15.06.2023 г. с вызовом сторон по делу.
15.06.2023 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав возражения представителя, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
22.05.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321300001123000197 "Работы по благоустройству территории по адресу: г. Ставрополь, пр-д Ключевой, д. 60 (установка игрового и спортивного оборудования)".
НМЦК - 193 616 461,00 .
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
1. Согласно первому доводу жалобы Заявитель считает, что Заказчиком не приняты меры, указанные в Постановлении Правительства РФ от 06.03.2023 г. N348 "О приостановлении действия абзаца четвертого подпункта "а" и подпункта "б" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2023 году" (далее - Постановление N348).
Вместе с тем, согласно п. 7 Постановления N348 Правительство РФ постановило рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации (местным администрациям) принять меры, обеспечивающие включение в заключаемые получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) договоры (государственные (муниципальные) контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с пунктом 2 настоящего постановления для получателей средств федерального бюджета.
Данное Постановление носит рекомендательный характер, в связи с чем Заказчик не обязан был принимать указанные меры.
Вследствие чего настоящий довод жалобы не обоснован.
2. Согласно второму доводу жалобы, по мнению заявителя жалобы порядок оценки заявок, установленный Заказчиком, противоречит требованиям ПП N 2604.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона N 44 N ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 24 и пунктом 25 раздела V. Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки", утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г, N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение),
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
25. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 26 раздела V Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки
Пунктами 20, 21 Положения установлено следующее,
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
Так, Заказчиком по критерию Квалификация участников закупки. Наименование показателя оценки: Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта.
Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров (контрактов):
Показателем оценки является общее количество исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее соответственно - договор или договоры), на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; договоры строительного подряда, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) (в том числе в случае, если исполнитель контракта является застройщиком), (далее - объекты капитального строительства, объекты, в соответствующем числе и падеже)*** за последние 5 лет (до даты окончания подачи заявки на участие в настоящем конкурсе).
**** Предельное минимальное значение общего количество исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 1 договору.
**** Предельное максимальное значение общего количество исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 20 договорам.
Подтверждением квалификации участника закупки по данному показателю являются представленные им в составе заявки следующие документы:
копии исполненных участником закупки договоров, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), копии акта(ов), подтверждающего(их) приемку выполненных работ и/или подтверждающего(их) стоимость исполненного указанного договора, а также копии документа(ов), подтверждающих ввод объекта(ов) капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Принимается к оценке исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого подрядчиком (исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). При этом последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При проведении открытого конкурса в электронной форме указанные документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Не предоставление указанных копий документов, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Применяется формула оценки (смотреть подраздел V настоящего раздела).
Наименование показателя оценки, детализирующего показатель оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров (контрактов).
Показателем оценки является общая цена исполненных участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее соответственно - договор или договоры), на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; договоры строительного подряда, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) (в том числе в случае если исполнитель контракта является застройщиком), за последние 5 лет (до даты окончания подачи заявки на участие в настоящем конкурсе).
**** Предельное минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 100 млн. руб.
**** Предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 1 000 000 000 млрд. руб.
Подтверждением квалификации участника закупки по данному показателю являются представленные им в составе заявки следующие документы:
копии исполненных участником закупки договоров, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам), копии акта(ов), подтверждающего(их) приемку выполненных работ и/или подтверждающего(их) стоимость исполненного указанного договора, а также копии документа(ов), подтверждающих ввод объекта(ов) капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод
объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Принимается к оценке исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого подрядчиком (исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). При этом последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
При проведении открытого конкурса в электронной форме указанные документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Не предоставление указанных копий документов, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Применяется формула оценки (смотреть подраздел V настоящего раздела).
Таким образом, порядок оценки заявок, установленные Заказчиком, не противоречит требованиям ПП N 2604.
При этом, заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, не представил.
Данный довод заявителя жалобы не обоснован.
3. Согласно доводу N3 в п.1.5. проекта контракта Заказчиком установлено: 1.5. Товары, поставляемые Заказчику при выполнении работ по благоустройству объекта: лесопарковая зона в поселке Свободы с благоустройством набережной (в районе ул. Набережной) в г. Пятигорске, подлежат постановке на учет (принятию на баланс) для последующей передачи завершенного Объекта с полученным товаром, материалами и оборудованием, на основании Акта приема-передачи товара или товарной накладной в муниципальное образование город-курорт Пятигорск.
При этом, по мнению Заявителя, ни в извещении, ни приложениях к нему требования к поставляемым при выполнении работ товарам Заказчиком не установлены, ввиду чего невозможно определить ни наименование таких товаров, ни их количество, ни их стоимость. Таким образом, невозможно определить соответствие закупаемых для работ товаров требованиям Заказчика, а также рассчитать стоимость этих товаров.
Вместе с тем, Комиссией было установлено, что предметом закупки является благоустройство объекта: лесопарковая зона в поселке Свободы с благоустройством набережной (в районе ул. Набережной) в г. Пятигорске (ОКПД2 42.99.22.120). ГрК позволяет выполнить работы по благоустройству согласно локальному сметному расчету, без использования проектной документации.
В данном случае Заказчик включает в Извещение Локальные сметные расчеты, тогда как проектная документация на благоустройство по объекту не разработана. Требование по количеству и стоимости товаров установлено согласно Локальному сметному расчету N802-05-МАФ.
Соответственно участникам закупки необходимо использовать локально-сметный расчет при поставке товара в рамках выполнения работ по благоустройству объекта и при предварительном согласовании с Заказчиком поставляемых товаров (материалов). Какие-либо ограничения для участников данной закупки и тем более ограничений конкуренции не имеются.
Так же в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" обозначены требования к качеству товара:
п. 5.2. Все товары (материалы), изделия и оборудование, применяемые и поставляемые при выполнении работ, должны быть новыми, ранее не использованными и соответствовать государственным стандартам (ГОСТам), отраслевым стандартам (ОСТам), техническим условиям (ТУ), иным документам, устанавливающим требования к их качеству, а также разрешены к применению на территории Российской Федерации и иметь необходимые разрешительные документы, иметь сертификаты соответствия, декларации о соответствии, технические паспорта, санитарно-эпидемиологические заключения и другие предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами документы, удостоверяющие их происхождение, качество и сроки годности. Подрядчик обязан представить указанные документы.
Следовательно, данный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу N4 в проекте контракта не установлено требование, предусмотренное ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 23 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный ПП РФ N775 от 04.09.2013 г., в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
При осуществлении закупки для обеспечения муниципальных нужд такой размер составляет 100 млн. рублей.
Данный довод обоснован.
Таким образом, по результатам проведения внеплановой проверки жалоба Заявителя признана обоснованной в части довода N4.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Балтинжиниринг" на действия заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" г. Пятигорска, уполномоченного органа - Администрации города Пятигорска по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121300035323000069 "Выполнение работ по благоустройству объекта: "Лесопарковая зона в поселке Свободы с благоустройством набережной (в районе ул. Набережной) в г. Пятигорске"" - обоснованной в части довода N4.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение требований ч. 23 ст. 34, ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с ранее выданным предписанием предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 15 июня 2023 г. N 026/06/106-1256/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2023