Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - директор Пронина Ю.М., Свистула О.А.,
от ООО "РОС-ТЭК" - Гареева И.И.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из МБОУ СОШ N1 с. Арзгир Арзгирского района СК поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки ООО "РОС-ТЭК" по факту осуществления аукциона в электронной форме N 0121200004722001323 "Капитальный ремонт зданий Литер А, Литер Б, Литер Г МБОУ СОШ N1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "РОС-ТЭК" недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, выслушав представителей сторон, проанализировав представленные материалы, проведя проверку факта расторжения контракта с участником закупки ООО "РОС-ТЭК" установила:
17.01.2023 г. между Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Рос-Тэк", (далее - Подрядчик) был заключен контракт N 0121200004722001323 на проведение работ по капитальному ремонту зданий Литер А, Литер Б, Литер Г МБОУ СОШ N1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (далее - Контракт).
Согласно условиям Контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства - выполнить на объекте работы по капитальному ремонту зданий Литер А, Литер Б, Литер Г МБОУ СОШ N1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (далее - объект) в сроки, предусмотренные контрактом, обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со Сметной документацией (Приложение N1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы, в порядке и на условиях, определенных контрактом (далее - работы). В соответствии с пунктом 4.1 Контракта (с учетом дополнительного соглашения к Контракту N1 от 24.01.2023 г.) срок выполнения работ: с 17.01.2023 г. по 15.08.2023 г. в соответствии с графиком выполнения работ. В соответствии с графиком выполнения работ работы по 1 этапу (выполнение работ, предусмотренных сметной документацией в объеме 30% от общего количества) должны выполняться с 17.01.2023 г. по 10.03.2023 г., работы по второму этапу - в объеме 30% об общего количества объема работ - должны выполняться с 11.03.2023 г. по 09.05.2023 г.
Из представленных пояснений Заказчика установлено, что "По состоянию на 26.05.2023 г. г. работы на объекте выполнена 9 338 841,16 рублей, то есть 23,5 % от общего объема работ. В настоящее время не выполнены следующие виды работ:
Ремонт фасада (литер Б) должен быть выполнен с 22.02.2023 г. по 13.03.2023 г.;
Устройство полов (Литер Б) должно быть выполнено с 26.03.2023 г. по 08.04.2023 г.;
Ремонт фасада (литер Г) должен быть выполнен с 15.03.2023 г. по 29.03.2023 г.;
Демонтажные работы (литер А) должны выполняться с 01.05.2023 г. по 16.05.2023 г.;
Отмостка (литер Г) должна выполняться с 12.05.2023 по 17.05.2023 г.
Фасад (литер А) должен выполняться с 17.05.2023 г. по 20.05.2023 г.
Перечисленные виды работ в настоящее время не выполнены, в связи с этим завершение работ к установленному в Контракте сроку, становится явно невозможным.
Работы на объекте ежедневно ведутся очень медленно, на объекте ежедневно работает не более 4-8 человек".
Согласно п. 9.1 Контракта за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязательств, установленных Контрактом, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и условиями Контракта. Условиями Контракта также предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Пунктом 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку выполнения работ становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктов 11.3, 11.4, Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В свою очередь, по состоянию на 02.06.2023 г. обязательства ООО РОС-ТЭК" по выполнению работ на объекте- не выполнены.
Таким образом, исходя из положений ч. 12.1, 13, 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - 02.06.2023 г. В этот же день, Заказчик разместил данную информацию в ЕИС и направил Подрядчику - ООО "РОС-ТЭК". Подрядчиком 02.06.2023 г. получено решение Заказчика.
Между тем, на рассмотрение обращения Комиссии Ставропольского УФАС от ООО "РОС-ТЭК" представлены:
-письменные пояснения;
-переписка по контракту с Заказчиком и лицом, осуществляющим стройконтроль на объекте;
- документы в подтверждение закупки материалов для завершения работ на объекте;
- реестр исполненных контрактов.
Так, согласно представленных документов и пояснений представителя Общества установлено, что "17.01.2023 г. между Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой N 1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "РОС-ТЭК", (далее - Подрядчик) был заключен контракт N 0121200004722001323 на проведение работ по капитальному ремонту зданий Литер А, Литер Б, Литер Г МБОУ СОШ N1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (далее - Контракт). По условиям контракта, Подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту зданий Литер А, Литер Б, Литер Г МБОУ СОШ N1 с. Аргир Арзгирского района Ставропольского края, расположенных по адресу Ставропольский край, Арзгирский район, с. Арзгир, ул. Калинина, д.2. Работы должны быть выполнены в соответствии и на условиях, предусмотренных Контрактом и приложениями к нему, указанными в п. 14.23 Контракта, являющимися неотъемлемой частью Контракта. Цена контракта - 39684973,40 руб. Срок исполнения Контракта: с даты заключения до 15.09.2023 г., в том числе срок выполнения работ: с 10.01.2023 г. по 15.08.2023 г. Предметом Контракта является капитальный ремонт зданий, его исполнение предполагает проведение единого комплекса мероприятий, направленных как на ремонт, так и обеспечение функционирования объекта в целом , как единого результата работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии со ст. 719 ГК РФ Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
В силу п. 1 ст. 747 ГК РФ заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Согласно п. 1 ст. 750 ГК РФ если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены.
Так, в процессе исполнения Контракта, Подрядчик столкнулся с обстоятельствами, препятствующими своевременному выполнению работ:
1) многочисленные недоработки в сметной документации, в связи с чем Подрядчиком были составлены акты необходимости от 28.03.2023 г., 17.04.2023 г.,
2) воспрепятствование прохода на объект рабочих и специалистов Подрядчика и субподрядчика;
3) ограничение доступа техники для разгрузки материала;
4) отсутствие обратной связи либо долгое согласование применяемых материалов, принятие решений по проектным работам;
5) затягивание сроков промежуточной приемки выполненных работ (письма от 22.02.2023 исх. N9., от 22.05.2023 исх. N27);
6) сложности организационного характера с размещением сотрудников Подрядчика в населенном пункте, в котором располагается объект;
7) погодные условия для выполнения наружных работ и работ на кровле, в том числе осадки, температурные изменения".
Из имеющихся материалов дела, Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что в действиях Подрядчика при выполнении работ предпринимались действия по исполнению контракта по объекту: "Капитальный ремонт зданий Литер А, Литер Б, Литер Г МБОУ СОШ N1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края".
Согласно ст. 715 ГК РФ
1. Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
2. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, ООО "РОС-ТЭК" приступило к исполнению контракта.
По условиям контракта, Подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту зданий Литер А, Литер Б, Литер Г МБОУ СОШ N1 с. Аргир Арзгирского района Ставропольского края, расположенных по адресу Ставропольский край, Арзгирский район, с. Арзгир, ул. Калинина, д.2. Работы должны быть выполнены в соответствии и на условиях, предусмотренных Контрактом и приложениями к нему, указанными в п. 14.23 Контракта, являющимися неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с п. 4.1 Раздела 4 Контракта срок исполнения Контракта: с даты заключения до 15.09.2023 г., в том числе срок выполнения работ: с 10.01.2023 г. по 15.08.2023 г.
В свою очередь, частью 2 статьи 104 ФЗ N44 предусмотрено, что в Реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Заказчиком же в материалы дела не представлено объективных доказательств того, что к окончанию срока выполнения работ, а именно 15.08.2023 г., Подрядчиком обязательства, предусмотренные контрактом, исполнены не будут.
Тем самым, на момент предоставленного Законом N44-ФЗ срока для исполнения обязательств по контракту ООО "РОС-ТЭК" предприняло действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклоняться от исполнения контракта.
Кроме того, Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Подрядчиком условий контракта.
В силу п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Отсутствие намерений уклониться от исполнения контракта подтверждается тем фактом, что со стороны ООО "РОС-ТЭК" предпринимались шаги к исполнению обязательств.
Из вышеизложенного следует, что факт уклонения участника закупки от исполнения контракта требует подтверждения, и только в случае подтверждения указанного факта антимонопольный орган осуществляет размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Следовательно, включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения контракта. Основанием для включения в реестр является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
В материалах дела отсутствует доказательства, факты, документы свидетельствующие о намеренном не исполнении условий контракта со стороны ООО "РОС-ТЭК".
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что ООО "РОС-ТЭК" не может быть признано недобросовестным поставщиком, поскольку все действия ООО "РОС-ТЭК" были направлены именно на исполнение контракта, в связи с чем, ООО "РОС-ТЭК" не может быть признано уклонившимся от исполнения контракта и недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 83.2 и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "РОС-ТЭК" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Б. Ш. Карпель
Члены комиссии
В.В. Богославская
Исп.Богославская В.В.
тел.(8652) 35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 июня 2023 г. N 026/10/104-1314/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2023