Резолютивная часть решения оглашена 20.06.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N 44-ФЗ) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фильтрационные системы" (далее - заявитель, общество, ООО "Фильтрационные системы") на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку фильтров для очистки воздуха (закупка N 0128200000123002962) в открытом заседании в присутствии представителей заявителя - _ (доверенность от 19.06.2023 N 14), _ (доверенность от 19.06.2023 N 14), _ (доверенность от 19.06.2023 N 14), представителя уполномоченного органа - Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области _ (доверенность от 09.01.2023 N 10), представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Центр специализированной фтизиопульмонологической помощи" _ (доверенность от 14.06.2023 N 622), _ (доверенность от 14.06.2023 N 623).
19.06.2023 в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 20.06.2023.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-424/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку фильтров для очистки воздуха (закупка N 0128200000123002962).
В жалобе заявитель указал, что к поставке требуется фильтр для очистки воздуха с кодом ОКПД 2 28.25.14.111. Данный код подпадает по ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 617. Однако, данные ограничения не установлены в извещении закупки.
Также заявителем указано, что в описании объекта закупки имеется обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: п. 2 ч.1 ст 33 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Для имеющихся в учреждении вентиляционных установок.
Между тем, если необходимо получить оригинальные и/или совместимые с определенной продукцией товары в соответствии с п. в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках допустимо использование указания на товарный знак или фирменное наименование оригинальных расходных материалов с указанием на возможность, либо невозможность поставить эквивалент с целью совмещения с уже имеющейся продукцией (в целях идентификации необходимых Заказчику расходников).
При отсутствии идентификации по товарному знаку, производителю и/или конкретным условиям совместимости, представленная Заказчиком ссылка на необходимость закупки товара со ссылкой на общее наименование по общему классификатору по ОКПД2: 28.25.14.111-00000017, а также указание на размер, тип, класс и группе очистки - означает закупку любого фильтра у любого производителя, который представит данные параметры.
То есть, в данном случае, по мнению заявителя, предусмотренное п. "в" ст. 33 Закона о закупках указание конкретных показателей для целей осуществления закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документацией - положение не достигнуто.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений пояснил, что в действиях уполномоченного органа нарушений не допущено.
Представители заказчика возразили относительно существа жалобы, выразили мнение о ее необоснованности. Представители заказчика пояснили, что не установили ограничение допуска отдельных видов товара, так как в данном случае применим подпункт "б" пункта 11 Постановления Правительства РФ N 617, а именно: закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Также представители пояснили, что не имеет значение какой товар будет поставлен.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
05.06.2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0128200000123002962 на поставку фильтров для очистки воздуха.
Начальная максимальная цена закупки составляет 150 863,48 рублей.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В Приложении N 2 к извещению имеется описание объекта закупки - фильтр для очистки воздуха. Заказчиком применен код ОКПД 2 28.25.14.111.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с данными нормами Постановлением Правительства РФ N 617 от 30 апреля 2020 утверждены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Код ОКПД 2 28.25.14.11 содержится в перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, товар, закупаемый заказчиком подпадает под Постановление Правительства РФ N 617. Однако, заказчиком в извещение электронного аукциона не установлены ограничения, предусмотренные данным Постановлением Правительства РФ N 617.
В описании объекта закупки заказчиком также указано "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: п.2 ч.1 ст 33 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Для имеющихся в учреждении вентиляционных установок.
Также при рассмотрении жалобы представители заказчика пояснили, что ограничения не установлены, так как закупаются расходные материалы и в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Постановления Правительства РФ N 617. Однако, подпункт "б" пункта 11 установлено следующее "закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование". Но вместе с тем, заказчиком не отражена необходимая информация в соответствии с "технической документацией". Более того, в представленном паспорте на приточную установку не указано на необходимость в приобретении именно таких расходных материалов, указание заказчика на подпункт "б" пункта 11 Постановления Правительства РФ и мнение о том, что "подойдет любой фильтр", не соответствует друг другу и смыслу данного подпункта.
Таким образом, исходя из описания объекта закупки, а также представленной информации, не представляется сделать вывод о том, что ограничения не применены так как заказчиком закупается товар в соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Постановления Правительства РФ N 617 от 30.04.2020.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Фильтрационные системы" на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку фильтров для очистки воздуха (закупка N 0128200000123002962) обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 июня 2023 г. N 033/06/33-424/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023