Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Лидер" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, участок км 894+688 - км 993+336. Содержание автомобильной дороги А-153 Нытва - Кудымкар, участок км 0+000 - км 125+976. Пермский край (изв.N 0315100000323000066),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 00.06.2023 г. в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 17:00 21.06.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000323000066 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на содержание автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, участок км 894+688 - км 993+336. Содержание автомобильной дороги А-153 Нытва - Кудымкар, участок км 0+000 - км 125+976. Пермский край.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.05.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 539 074 610,09 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.06.2023 г.
Заявитель полагает, что объедение в один лот выполнение работ на двух федеральных дорогах, не связанных между собой, влечет к ограничению количества участников закупки.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания комиссии представитель Заказчика указал, что проектом государственного контракта (приложение к Извещению) установлено, что участки автомобильной дороги расположены на территории Пермского края. Довод Заявителя не основан на фактическом положении дел (расположении участков автомобильных дорог, подлежащих содержанию). Автомобильная дорога А-153 начинается в г. Нытва, км 0+00 и на подъезде к с. Карагаю, указанная дорога имеет разветвления - А-153 уходит на г. Кудымкар, и в данной точке заканчивается автомобильная дорога Р-243. При этом, по территории Пермского края Р-243 имеет участок км 894+688 - 993+336. Таким образом, дороги А-153 и Р-243 имеют общую точку соприкосновения и являются продолжением друг друга.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается.
Комиссия отмечает, что под технологически и функционально не связанными между собой товарами, работами, услугами следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями (деталями), влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результат работ, услуг, являются неоднородными (различными) по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемыми.
Объединение в один лот различных по функциональным и технологическим характеристикам работ (товаров, услуг) может повлечь за собой сокращение числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в размещении заказа по отдельным работам (товарам, услугам) и группам таких работ (товаров, услуг). Однако, в случае если комплекс работ, составляющий предмет торгов, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, и объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции на соответствующем рынке.
Поскольку порядок формирования лотов законодательно не определен, решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Последний наделен правом самостоятельно выделять лоты по группам, классам, видам и иным единицам, выставлять предмет торгов единым лотом, а также определять его содержание.
Когда в лоте объединены разные товары, работы или услуги, наличие функциональной и технологической связи определяется общей сферой применения товаров, их целевым назначением, достижением единой цели. Например, необходимостью в использовании оборудования как единого комплекса, в качестве единой технологической цепочки; направленностью на предотвращение несовместимости и ненадлежащей работы комплекса оборудования; товары являются однородными по своему потребительскому назначению, что предполагает их аналогичность и взаимозаменяемость; в связи с этим их объединение в один лот допустимо и не влечет ущемления прав и законных интересов участников закупки; между товарами существует функциональная связь, обусловленная достижением одной цели, максимального результата.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0315100000323000066 объектом закупки является содержание автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, участок км 894+688 - км 993+336. Содержание автомобильной дороги А-153 Нытва - Кудымкар, участок км 0+000 - км 125+976. Пермский край. Описание объекта закупки указано в приложении.
Так, согласно п. 5 Технического задания местом расположения объекта является Пермский край, автомобильная дорога P-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, участок км 894+688 (X= 594 003,28; Y= 1 261 317,25, МСК 59, зона 1) - км 993+336 (X= 544 215,85; Y= 1 332 399,70, МКС 59, зона 1); автомобильная дорога А-153 Нытва - Кудымкар, участок км 0+000 (X= 516 359,53; Y= 2 173 249,13, МСК 59, зона 2) - км 125+976 (X=631 548,33; Y= 1 314 875,14, МСК 59, зона 1).
Таким образом, место выполнения работ территориально сосредоточено в соседних районах Пермского края на указанных в Техническом задании функционально связанных дорогах, расположенных в одном географическом районе (западная часть Пермского края).
Учитывая изложенное, работы по содержанию имеют общее функциональное назначение и выполняются для достижения одной цели - обеспечение надлежащего состояния объектов транспортной инфраструктуры.
Кроме того, согласно письму ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 "По вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с Законом о контрактной системе" для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд. рублей и срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.
Таким образом, по обжалуемой закупке на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог Заказчиком соблюдены рекомендуемые ФАС России критерии формирования лотов: НМЦК не превышает 1,5 млрд. рублей и срок исполнения обязательств по контрактам составляет более 6 месяцев: с 01.07.2023 г. по 30.06.2025 г.
Следовательно, формирование предмета закупки в таком виде определялось потребностями Заказчика в выполнении работ надлежащего качества с целью удовлетворения региональной нужды. Нарушений в действиях Заказчика в части доводов жалобы не установлено.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, а именно свидетельствующих об ограничении конкуренции, и необоснованном ограничении числа участников закупки.
На основании ст. 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Лидер" на действия ФКУ "Управление автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание автомобильной дороги Р-243 Кострома - Шарья - Киров - Пермь, участок км 894+688 - км 993+336. Содержание автомобильной дороги А-153 Нытва - Кудымкар, участок км 0+000 - км 125+976. Пермский край (изв.N 0315100000323000066) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июня 2023 г. N 8926/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023